В Узбекистане набирают популярность "финансовые пирамиды", предлагающие своим участникам обогатиться за счет крипто-активов. Об этом предупредило Национальное агентство проектного управления, сообщает Podrobno.uz.
Создатели "финансовых пирамид" за рубежом активно эксплуатируют тему крипто-активов. Несколько аналогичных проектов обнаружено и в Узбекистане – сведения о них НАПУ уже передало в правоохранительные органы.
Агентство обратилось к узбекистанцам, призывая их не доверять компаниям, обещающим удвоить или утроить вложенные средства за короткое время, не занимать для этого денег у родственников и знакомых, не брать кредитов.
Как рассказали в НАПУ, для нелегального обогащения за счет средств узбекистанцев на рынок приходят чаще всего преступные группы иностранного происхождения. Создавая сайты и информационные системы, они используют низкий уровень финансовой грамотности населения и отсутствие базовых знаний о сущности и механизмах работы крипто-активов.
При этом мошенники применяют элементы сетевого маркетинга и "схемы Понци", чтобы привлечь как можно больше участников. "Схема Понци" – принцип работы финансовой пирамиды, когда первые инвесторы получают доход за счет средств, поступающих от новых инвесторов. Вначале эта схема выглядит прибыльной, но разрушается, как только средств новых инвесторов становится недостаточно для выплат старым.
В Узбекистане подобная схема привлечения денежных средств является незаконной и преследуется по статье 1881 Уголовного кодекса.
Специалисты агентства напомнили основные признаки мошеннических проектов:
1. Неопределенное место происхождения компании – регистрационные данные не указываются, или же компания зарегистрирована в оффшорной юрисдикции.
В Узбекистане могут работать дочерние компании головной организации, зарегистрированной в иностранной юрисдикции. За лицензию на осуществление финансовой деятельности такие компании могут выдавать копии регистрационных документов иностранного государства, выписки из торгового реестра, различные сертификаты.
2. Отказ от любой финансовой ответственности и требование согласия участника на принятие всех рисков в соглашении или в договоре.
Хотя компания позиционирует себя как прибыльную, в договор с участниками включается пункт об отсутствии ответственности организаторов за любые финансовые риски или потерю средств инвесторов.
3. Сомнительные или непонятные для обычного пользователя услуги или продукты.
Компании целенаправленно преподносят свою деятельность в непонятном для обычного пользователя виде, так что проверить достоверность заявленных свойств этих услуг или продуктов невозможно.
Это может быть виртуальный актив, стоимость которого искусственно завышается, хотя он не присутствует на официальных финансовых площадках; автоматизированные боты, торгующие на фондовых, крипто- и валютных биржах при помощи средств инвесторов; обучающие курсы по основам предпринимательства или по другим темам; высокие скидки на различные услуги за счет приобретения предлагаемого актива.
При вложении средств в подобные активы договор часто не соответствует предложению – соглашение заключается только на оказание консультационных услуг.
4. Требование обязательного вложения средств для дальнейшей работы на той или иной платформе.
Как обещают мошенники, чем больше вложит участник, тем выше будет его доход.
5. Многоступенчатая программа получения дохода за счет привлечения новых участников.
В этом случае нужно не только вложить деньги, но и привлечь новых участников, чтобы получать доход от их оборота. Подобное требование является одним из главных признаков "схемы Понци".
6. Демонстрация высоких доходов других участников.
О быстром обогащении рассказывают люди обычных профессий – часто это участники первого этапа проекта, получившие прибыль за счет потенциальных жертв мошенничества.
7. Манипулирование "высокими перспективами криптовалют", о которых у потенциальных участников нет необходимых знаний.
Компания может манипулировать данными роста курса крипто-активов в ближайшей перспективе, агрессивно агитируя граждан вложить в них своих сбережения.
8. Организация больших мероприятий для привлечения аудитории.
Обычно компании проводят крупные мероприятия в больших залах, приглашая известных персон и звезд шоу-бизнеса, повышая свой имидж и расширяя аудиторию. Часто при этом разыгрываются автомобили или бытовая техника. На самом деле эти ценные призы принадлежат подставным лицам, якобы выигравшим их.
9. Отсутствие требований к квалификации.
Ключевым элементом, позволяющим вовлекать в финансовые пирамиды большое число граждан, является низкий уровень финансовой и правовой грамотности. Поэтому организаторы подчеркивают, что для вложения денег не требуется специальных знаний и квалификации.
Агентство напомнило жителям страны, что, становясь участниками таких проектов, они рискуют потерять вложенные средства. При этом обманутые вкладчики не смогут предъявить претензии организаторам, поскольку согласились принять на себя все риски. Также они могут потерять доверие друзей и родственников, вовлекая их в мошенническую организацию.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-01-14/v-uzbekistane-poyavilis-finansovye-piramidy/