|
В прошлом расторжение брака в кыргызской среде имело главным образом односторонний характер, поскольку практически не только решающее слово принадлежало мужчине, но и в материальном отношении женщина полностью зависела от него. Женщина лишь в крайних случаях решалась на этот шаг, прежде всего потому, что она должна была вернуть мужу уплаченный за нее калым, а этого, за редким исключением, она не могла сделать.
Добровольно муж отпускал жену лишь в тех случаях, когда ему не на что было содержать ее или за недостойное поведение, тогда калым ему не возвращался. Если же женщина добивалась развода, она должна была обратиться к суду биев. Последние могли удовлетворить ее просьбу только при наличии достаточно веских мотивов:
1. Если она могла доказать неспособность мужа к выполнению супружеских обязанностей
2. Если муж не давал ей пищи и одежды в течении 6 месяцев и 13 дней
3. За жестокое обращение мужа с ней и т.д.
В этих случаях бии допускали развод и выносили решение о возврате калыма и приданного, взыскивая в свою пользу солидный штраф с более заинтересованной в разводе стороны.
Муж в любое время и под любым предлогам мог дать жене развод. Для этого ему было достаточно произнести слово «талак», что означает развод. В этом случае развод приобретал законную силу, хотя при желании муж имел возможность взять это слово обратно и таким образом возобновить семейную жизнь. Однако существовала предусмотренная шариатом иная форма развода, имеющего окончательный характер, для совершения которого требовалось трижды произнести слово «талак». Возобновление брака в этом случае требовало сложной процедуры «промежуточного брака», носившей в Южной Киргизии название алала(от адал–чистый, разрешенный шариатом). «Учталак»- троекратный развод (особая форма развода, когда восстановить брачный союз возможно только после того, как разведенная жена выйдет замуж, хотя бы фиктивно, за другого, и новый муж даст ей развод).
Поскольку суд биев обычно становился на сторону мужчины, женщина не решалась обращаться туда. Разведенная же по требованию мужа не получала от него ни принесенного ею в дом имущества, ни прижитых с мужем детей.
Если развод в Северной части нынешнего Кыргызстана происходил главным образом в соответствии с нормами обычного права (впрочем, находившегося уже под значительным влиянием ислама), то во многих районах Южной части он всецело подчинялся шариатным нормам. У кыргызов Сыр-Дарьинской области не существовало «акимара», т.е. имущества, определяемого в пользу жены на случай развода, носящего в качестве шариатного установления название «махра».
Необходимо отметить, что после присоединения Киргизии к России и создание в ней русских судебных учреждений, формально не имеющих права разбирать гражданские дела, касающиеся «туземцев», отмечалось все же увеличение количества разводов, прежде всего по инициативе самих женщин. В этом нельзя не видеть известного влияния нового правопорядка, поскольку известны случаи, когда даже чиновники царской администрации становились на сторону низведенной нередко до положения рабыни кыргызской женщины.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2012-01-26/tradicii-svyazannye-rastorzheniem-braka/
Еще кыргызов спасла полигамия, так как враги часто почти полностью истребляли мужское население. Тогда аксакали заставляли жениться на жен старших братьев.
Если есть договор с газовой компанией о поставках газа без перебоев, то согласно договору можно обратиться в суд.