Свадебный обряд у Кыргызов (часть 2)

Copyright в РФ.

Copyright в РФ.


В свадебном обряде у киргизов обнаруживается немало сходных черт со свадебными церемониями у казахов, некоторых народов Средней Азии и Южной Сибири. Универсальность многих свадебных обычаев общеизвестна, ею прежде всего и можно было бы объяснить характеризуемое ниже сходство свадебного обряда киргизов, казахов, полукочевых узбеков, ряда тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья и некоторых других. Но такое объяснение было недостаточным. Исторические судьбы этих народов не были изолированы друг от друга, а процесс их этнического формирования указывает на такие связи, которые должны были сказаться на их позднейших культурно-исторических особенностях.

Первый этап свадебного обряда-сватовство и помолвка-имеет много общих черт у киргизов и у казахов. Обычай одаривания одеждой сватов жениха отмечен и у бурят. Во многих деталях совпадают описанные ранее добрачные посещения невесты женихом (кюйёёлёё)с соответствующим обычаем у казахов. И у киргизов и у казахов обязательным являлось предварительное согласие отца девушки на добрачную встречу помолвленных, получение женатыми родственников (жене) подарков от жениха, которыми он как бы «покупает» себе право на свидание с невестой и т.п.

Формула благословения, произносимого по адресу молодых, совпадает почти текстуально у киргизов, хакасов (бельтиров), бурят, телеусов. Так же следует отметить большую близость терминологии, употребляемой в семейно-брачных отношениях у кыргызов и алтайцев, которая может быть иллюстрирована, например, терминами для невесты (кирг. колукту, алт. колту), для выкупа за невесту (кырг. салыт, алт. шаалта, шалта, и т.п.)

Свадебные игры молодежи широко представлены и у казахов, и у бурят. В числе обычаев, восходящих к древнейшим явлениям родового строя, должны быть названы имевшие место у киргизов угощение племянников во время свадебного пира и обязательное участие дяди со стороны матери в расходах на калым и на приданное(и участие в их получении).у телеутов во время свадебного пира дядя со стороны невесты с материнской стороны наделял мясом своих племянников «дьеен». Примерно то же самое происходило и у киргизов, когда каждому племяннику (жээн) во время свадебного пира устроитель его обязательно давал блюдо с мясом (отсюда и название жээн табак, т.е. блюдо племянника), причем мясо клали лучшего качества.

Обычаи, связанные с запретами, соблюдение которых в отношении родственников жениха (мужа) и невесты (жены) носили обязательный характер, кроме кыргызов находим и у узбеков, казахов, алтайских тюрков. Тесную связь со снятием этих запретов имели обряды, аналогичные отмеченному у киргизов обряду «приобщения к огню».

Когда невеста отправлялась в юрту своего будущего мужа, сопровождающие ее двое верховых держали перед ее глазами занавеску. Хотя кыргызские женщины, как и алтайки, никогда не закрывали своего лица, но во время первой поездки молодухи-кыргызки в аил мужа лицо ее закрывали куском белой ткани, приколотым к головному убору, носившим название бюркёнчёк. Это покрывало перед входом молодухи в юрту кто-нибудь обязательно должен был снять, обычно мальчик или подросток.

Вывод: кыргызский свадебный обряд, взятый в сопоставлении с аналогичными церемониями у народов, находившихся с кыргызами в той или иной связи или в древнейшей, или в более поздний период, обнаруживает большую близость и к среднеазиатскому тюркоязычному миру(прежде всего к обрядам казахов и полукочевых узбеков),и к южносибирскому тюркско-монгольскому кругу народов (в особенности к обрядам алтайцев и хакасов, отчасти бурят). Эта близость не может быть понята только из одного предположения об общности стадий социального развития, пройденных этими народами, и однотипности их экономического базиса, условий хозяйствования. Вполне можно допустить, что сходство распорядка свадебных церемоний, прямые параллеликак в некоторых важных элементах ритуала, так и в немалом количестве деталей могут быть возведены к общим историческим судьбам некоторых племен, вошедших в состав названных народов. Следовательно все это служит дополнительным свидетельством этногенетических связей рассмотренного круга народов.

 


Ссылка на новость: http://kant.kg/2012-01-19/svadebnyj-obryad-kyrgyzov-chast-2/


 
Новость прочитана 95782 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!

Рейтинг@Mail.ru