В целях обеспечения свободы перемещения населения и вывода страны из транспортного тупика, Кыргызская Республика должна стать транзитной страной, имеющей безопасные и востребованные коридоры для транзита пассажиров, товаров и грузов и основным инструментом реализации проектов в этой сфере станет государственно-частное партнерство.
Принимая во внимание наше географическое положение, аэропорт «Манас» должен стать региональным транзитным карго-центром, оказывающим международные логистические услуги и соединять Юго-Восточную Азию и Европу. В качестве задачи по развитию потенциала аэропорта «Манас» как центра авиасообщений к 2023 году республика может стать одним из главных авиационных хабов Центральной Азии.
Программа Правительства Кыргызской Республики «Единство. Доверие. Созидание» на период 2018-2022 годов предусматривает завершение модернизации и обновления аэропортов «Манас», «Ош», «Тамчи», вследствие чего, существенно увеличится количество международных и внутренних авиасообщений, включая маршруты малой авиации, и возрастет роль международного транзита.
Необходимо внедрение международных стандартов ИКАО во всех авиапредприятиях и повышение ключевых показателей эффективности в области системы менеджмента качества и системы управления безопасностью полетов.
Развитие аэропортов ОАО «Международный аэропорт Манас» является стратегической задачей, так как в регионе присутствует конкуренция среди международных аэропортов.
Необходимость модернизации и развития аэропорта «Манас» также обусловлена следующими факторами:
- отсутствие выхода к морю;
- низкий уровень качества предоставляемых услуг и инфраструктуры;
- малое количество международных направлений и прямых рейсов.
Скорейшая модернизация аэропортовой инфраструктуры необходима в связи с принятым в 2019 году решением о введении в Кыргызской Республике режима «открытое небо».
Одним из наиболее перспективных вариантов развития авиационной отрасли является привлечение международно-признанного инвестора, имеющего успешный опыт в реализации аналогичных проектов и управлении аэропортами в других странах, ресурсы для осуществления финансирования модернизации, и приведения в соответствие с международными требованиями аэропортово-аэронавигационной инфраструктуры и ее служб.
Следует отметить, что привлечение частных управляющих компаний в аэропортовый сектор посредством механизма государственно-частное партнерства является всемирно распространенной практикой (аэропорты Турции, Грузии, Россия («Пулково», Санкт-Петербург), Иордания, Бразилия, Хорватия, Греция, Армения).
Принимая во внимание приоритетное значение вопроса развития аэропортовой инфраструктуры Кыргызской Республики, распоряжением Правительства Кыргызской Республики была образована рабочая группа под председательством первого вице-премьер-министра Кыргызской Республики, с вовлечением независимого экспертного сообщества, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, бизнес-ассоциаций, представителей ОАО «Международный аэропорт «Манас» и государственных органов.
По данному проекту был представлен ряд предложений международных партнеров по развитию, по результатам рассмотрения которых, рабочей группой было предложено начать проработку проекта в партнерстве с Международной финансовой корпорацией, которая является членом группы Всемирного банка и назначить данную организацию в качестве советника при подготовке проекта государственно-частное партнерства «Модернизация и развитие ОАО «Международный аэропорт Манас».
Следует отметить, что сотрудничество с Международной финансовой корпорацией будет заключаться в комплексном анализе/исследовании всех 11 аэропортов ОАО «Международный аэропорт «Манас» и разработку технико-экономического обоснования (ТЭО). Это позволит подготовить основу для комплексного развития всей аэропортовой инфраструктуры в республике.
В случае одобрения Правительством Кыргызской Республики предложенных документов, отдельно будет приниматься решение о реализации проекта, который будет организован посредством прозрачного и конкурентного процесса отбора (конкурса) инвестора, и обеспечения наиболее выгодных условий для Кыргызской Республики. Реализация данного проекта предполагается посредством механизма государственно-частного партнерства.
Необходимо отметить, что аэропортовая инфраструктура и акции в ОАО «Международный аэропорт «Манас» не будут передаваться инвестору или третьим сторонам. В случае реализации проекта, все новые объекты инфраструктуры и оборудование будут переданы в распоряжении государства.
Справочно:
Международная финансовая корпорация, член группы Всемирного банка, обладает большим опытом в консультировании правительств по вопросам проектирования и реализации проектов государственно-частное партнерства, в том числе по проектам в аэропортовой сфере, является многосторонней организацией с безупречной репутацией, имеет квалицированную команду с большим опытом в области государственно-частное партнерства, и связи с глобальным инвестиционным сообществом.
За последние два десятилетия Международная финансовая корпорация приняла участие в подготовке и реализации около 360 сделок в 102 странах мира.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-02-05/razvitie-aeroportov-cherez-mehanizm-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-eto-rasprostranennaya-vo-vsem-mire-praktika/