В Таласской области специалист органа пробации при Министерстве юстиции по городу Талас и Таласскому району приговорен к штрафу в 300 тыс. сомов по делу о получении взятк и. Решение было принято 15 апреля 2020 года Таласским районным судом.
* Turmush публикует подробности этого дела, которые были озвучены в приговоре суда. Материалы дела опубликованы в базе данных судебных решений и актов на сайте Верховного суда
Фигурантом дела стал Нуркамил [имя изменено Н.К.К.], 1975 года рождения, ранее не судим, имеет высшее образование, женатый, проживает в городе Талас. В отношении него была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в СИЗО ГКНБ, после был этапирован в ИВС УВД по Таласской области. Ему были предъявлены обвинения по ст. 326 ч.1 («Вымогательство взятки») Уголовного кодекса.
По данным следственных органов, Нуркамил обвиняется в том, что он, занимая ответственную должность главного специалиста, будучи обязанным осуществлять свою деятельность на основании закона Кыргызской Республики, заниматься подготовкой пробационного доклада в отношении обвиняемых лиц, а также обеспечивать соблюдение и защиту прав граждан, совершил тяжкое преступление против государственной власти.
Так, в Таласском районном суде под председательством судьи М.К. рассматривалось уголовное дело по обвинению М.З.М., в совершении преступления, предусмотренного ст.355 ч.1 («Угроза или насилие в отношении представителя власти») УК.
3 декабря 2019 года М.З.М. по ранее врученной ему повестке прибыл в кабинет к Нуркамилу. Он сообщил, что занимается подготовкой доклада на основании которого судебным органом будет принято окончательное решение по делу. Вместе с этим, Нуркамил. преследуя свои корыстные интересы, потребовал у 3.М.М. предоставить ему деньги для положительной подготовки вышеуказанного доклада, а также предоставить справки с РЦПЗ, РЦН и айыл окмоту.
В целях реализации своего преступного замысла, Нуркамил вновь вызвал к себе 3.М. и потребовал предоставления ему ранее обговоренной денежной суммы, при этом для придания серьезности своих намерений, начал угрожать ему изолированием последнего от общества сроком на 2,5 года.
Следственные органы установили, что З.М. был поставлен Нуркамилом в такие условия, при которых был вынужден дать согласие на передачу требуемой им денежной суммы.
16 января 2020 года, собрав необходимые документы, З.М. прибыл в служебный кабинет Нуркамила, где последний спросил у З.М., принес ли он ранее обговоренную сумму денежных средств. Однако, получив от З.М. отрицательный ответ, Нуркамил начал вновь угрожать ему, указывая при этом, что не предоставит в судебный орган документы доклада и сообщит суду о том, что З.М. якобы отказался от применения в отношении него пробационного надзора, что приведет к вынесению судебным органом окончательного решения с лишением свободы последнего. После чего, Нуркамил вывел З.М. на улицу и потребовал предоставить ему 18 января 2020 года обговоренную сумму или же сотовый телефон с тремя сим-картами. В случае неисполнения его требований, вновь пригрозил вышеуказанными действиями.
18 января 2020 года З.М., исполняя требования Нуркамила, встретился с ним возле АЗС «Партнер нефть». На указанное место Нуркамил прибыл на своей автомашине, указал З.М. сесть на переднее пассажирское сиденье. В ходе встречи Нуркамил, продолжая свои преступные действия и опасаясь, что может быть задержан правоохранительными органами, указал З.М. положить принесенные им денежные средства внутрь подлокотника автомашины, что было сделано последним. Далее Нуркамило, получив требуемые им денежные средства, высадил З.М. около мечети, а сам зашел в мечеть для совершения молитвы.
Через некоторое время Нуркамил вышел из мечети и был задержан сотрудниками ГКНБ.
В результате проведенного личного обыска в чехле сотового телефона были обнаружены денежные средства в сумме 5000 сомов, которые ранее были им незаконно получены у З.М.
В ходе судебных разбирательств Нуркамил вину в предъявленном ему обвинении признал частично, а именно в той части, что получил денежную сумму в размере 5000 сомов от потерпевшего М.З. в качестве вознаграждения за составленный в отношении него положительный доклад. По обстоятельствам дела пояснил, что на основании постановления Таласского районного суда от 26 ноября 2019 года начал готовить доклад в отношении М.З.М.
Со слов Нуркамила, помогал М.З.М. из жалости к нему, учитывая его тяжелые жизненные обстоятельства и семейное положение. В тот момент у них с М.З. было хорошее настроение, они разговорились и между разговором он в шутку сказал М.З., чтобы последний не забыл дать ему на «чай» после подготовки такого доклада. Однако, видимо потерпевший неправильно его понял и воспринял это, как вымогательство взятки, хотя он денег с него не требовал. Спустя некоторое время М.З. сообщил, что не может собрать некоторые документы, в связи, с этим он решил помочь и они вместе с М.З. поехали к квартальному по его месту проживания и получили справку о месте жительстве потерпевшего. Кроме этого они с М.З.М. встречались и вместе ходили в поликлинику за медицинской справкой, но получить справку в тот день не получилось.
Его слова на видеозаписи от 18 января 2020 года: «Чаппайсынбы мынакей деп» он имел ввиду крепкое рукопожатие и не более. О подготовке положительного доклада М.З.М. он заранее говорил и требовал, чтобы он, как можно быстрее собрал необходимые документы.
Со слов Нуркамила, он не вымогал деньги и разговора о денежном вознаграждении между ними не было. О том, что М.З. сам передал ему деньги в качестве благодарности - он говорил и в ходе досудебного производства.
Раскаялся в содеянном, просил переквалифицировать его действия на получение взятки и назначить наказание в виде штрафа, в пределах санкции ст.325 ч.1 («Получение взятки») УК.
Как рассказал потерпевший М.З., в ходе встречи Нуркамил перечислил ему перечень необходимых документов, которые он должен собрать, а он в свою очередь подготовит положительное пробационное заключение в отношении него и добавил, чтобы он по окончании не забыл дать ему на «чай» и два раза показал ему на пальцах.
Однако, прямыми словами Нуркамил относительно предоставления ему денежный средств в размере не требовал, но то, что он два раза показал ему на пальцах он воспринял это, как требование денег. Решение написать заявление в ГКНБ по факту вымогательства взятки принял, когда он вышел из кабинета Нуркамила и направился к адвокату, чтобы проконсультироваться, так как ничего из слов Нуркамила он не понял.
Адвокат рассказал, что от доклада Нуркамила не зависит вопрос относительно меры наказания в отношении него, а вопрос о применении доклада решается судом. В другой день он встречался с прокурором, который также объяснил ему, какие документа необходимо собирать документы и вопрос применения доклада решается судом.
По его словам, Нуркамил обещал ему помочь, учитывая его семейное положение, несмотря на то, что якобы местные сотрудники милиции просили подготовить отрицательное заключение, чтобы другим послужило уроком за противоправные действия в отношении сотрудников милиции. Нуркамил помогал ему со сбором некоторых документов, а именно с получением справок с квартального и медицинской справки с поликлиники, которую получить не получилось. Когда Нуркамил намеревался помочь ему получить медицинскую справку – он взял с потерпевшего М.З.М. деньги, однако справку получить не получилось, а ранее переданные деньги обратно спросить у Нуркамила не представилось возможным. М.З. думает, что если бы он не написал заявление в ГКНБ, то уголовное дело на Нуркамила не было бы возбуждено.
Спустя некоторое время понял, что поступил неправильно по отношению к Нуркамилу, так как последний намеревался ему помочь, а он неправильно воспринял его действия. Во время их первой встречи показал ему на пальцах, что М.З. воспринял как требование денежных средств. Однако на последующих других встречах прямым текстом денег с него не требовал и такого разговора между ними не было. Нуркамил, как говорит потерпевший, действительно угрожал ему лишением свободы, если он не соберет необходимые документы, но такие угрозы были сказаны им, чтобы он не затягивал со бором документов. При их последней встрече 18 января 2020 года, когда они ехали в автомашине Нуркамила, потерпевший вытащил ранее обработанные порошком деньги из кармана и положил их возле коробки передач, куда Нуркамил жестом руки сам показал ему указанное место. После этого они попрощались, он вышел из машины и пошел по своим делам.
В начале досудебного производства он был предупрежден со стороны следователя о том, что будет нести уголовную ответственность за дачу заведомо ложного сообщения о совершенном преступлении, однако заявление в ГКНБ в отношении Нуркамила написал со злости и воспринял его действия как требование денежных средств. Кроме этого, он меняет свои показания, данные им в ходе досудебного производства потому что к Нуркамила в настоящее время никаких претензий не имеет и прощает его. К тому же, как выяснилось, они являются дальними родственниками и не желает, чтобы Нуркамила осудили.
При этом, родственники Нуркамила за извинениями к нему не обращались. Относительно телефона с тремя сим-картами пояснил, что Нуркамил такого требования не ставил, а просто попросил найти ему такой телефон, так как знал, что его [М.З.] брат работает на рынке и торгует сотовыми телефонами. Просил уголовное дело в отношении Нуркамила прекратить.
В итоге Таласский районный суд (судья А.Султанов) признал Нуркамилова виновным в получении взятки и назначил наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. сомов. Он был освобожден из-под стражи в зале суда.
Была ли подана апелляция сторонами в областной суд, пока неизвестно.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-10-16/sotrudnik-minyusta-popalsya-na-vzyatke-ot-rodstvennika/