Инициатором вынесенного на общественное обсуждение проекта Закона «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Земельного кодекса Кыргызской Республики» предлагается создать правовые условия для предоставления гражданам Кыргызской Республики прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, Земельным и Гражданским кодексами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, путем придания статуса собственника земельного участка или землепользователя лицам ранее самовольно захватившим земельные участки.
По мнению инициатора проекта Закона депутата ЖК КР М. Маматалиева в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права на жилище.
С приобретением независимости Кыргызской Республики в 1991 году и получением статуса суверенного государства, в связи с развалом СССР, а вместе с ним и коммунистического строя, где удовлетворение трудящихся в жилье осуществлялось по программе жилищного строительства, и жилье распределялось в порядке очередности, в республике без удовлетворения потребностей в жилье осталось значительная часть граждан Кыргызской Республики. Новым руководством страны нуждающимся было неоднократно обещано выделение земельных участков под строительство жилья. Но из-за большого числа нуждающихся и медленным процессом выделения земель, а также с длительно сохраняющимся низким уровнем жизни граждан Кыргызской Республики, проживающих в сельской местности, и их внутренней миграцией в столицу республики, возник процесс самовольного занятия земель в черте и за чертой города Бишкек.
Процесс незаконного захвата земель является болезненным для обеих сторон – как для самозастройщиков, так и для государства. Никакие предпринимаемые государством меры не смогли полностью остановить этот стихийный процесс.
Имея волнообразный характер, данный процесс не утихает до сих пор. Первая волна самовольного занятия земель в городе Бишкек и его окрестностях, начатая в 1991 году, утихла к 1999 году. Но при возникновении политических кризисов в стране вновь возникают такие прецеденты. Так, очередной пик самовольного строительства домостроений без права на земельные участки, пришелся после 2005 года после известных политических событий в стране. В результате, с 1991 года в Бишкеке появились такие жилые массивы как «Келечек», «Ак-Бата», «Токольдош», «Ак-Ордо», «Алтын Казык», «Ак-Босого» и т.д.
В качестве превентивной меры борьбы с самовольным занятием земель Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики» от 31 июля 2012 года № 145 в Уголовный кодекс Кыргызской Республики был введен новый вид преступления – захват земель. При этом санкции были ужесточены вплоть до лишения свободы. Данная мера смогла приостановить попытки неправомерного захвата земель. Однако вопрос о судьбе граждан и их жилья, возведенного без разрешения, остался до сих пор не решенным. Оттягивание разрешения данной проблемы может привести к эскалации социального конфликта и порождению новых. Сложность решения данного вопроса основана на дилемме, с одной стороны которой – противоправные действия субъектов и признание верховенства закона, с другой стороны – фактическое и физическое наличие домостроений на самовольно занятых земельных участках и признание ответственности государственных органов, органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа.
По последним имеющимся данным общее количество самовольно возведенных домостроений без разрешения на земельный участок составляет 6382, из них 2793 домостроения не подлежат передаче в собственность или пользование из-за нарушения режима особо охраняемых территорий и других законодательных ограничений на использование земельного фонда. Однако 3589 домостроений в стихийно построенных жилых массивах построены на территориях, пригодных для застройки. Исходя из среднего количественного состава семьи, проживающей в самовольно построенном жилье, и составляющей 4-5 человек, более 16 тысяч граждан Кыргызской Республики, не имея документов на земельный участок и в связи с этим не имеющие прописки, лишены гражданских прав и обязанностей, в том числе гарантированных Конституцией Кыргызской Республики. Кроме этого, данная категория населения города Бишкек не производят уплату земельного налога, ограничены в доступе к некоторым государственным социальным, образовательным и медицинским услугам.
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Кыргызской Республики право на земельный участок возникает при предоставлении права на земельный участок в порядке, установленном Земельным кодексом КР, на основе гражданско-правовых сделок, в порядке универсального правопреемства, а также на основаниях, предусмотренных законодательством.
Представленным законопроектом предлагается создать правовые предпосылки для проведения органами исполнительной и муниципальной власти мероприятий по устранению нерешаемых вопросов, связанных с получением указанной категорией жителей города Бишкек и граждан Кыргызской Республики прав на земельные участки, занятые без разрешения, и на возведенные на них жилые строения, в период до 31 июля 2012 года. Потребность в данном законопроекте обусловлена, прежде всего, давно назревшей необходимостью признания факта существования проблемы, связанной с самозахватом земель. Для ее решения предлагается, исходя из интересов граждан, а также из того, что Кыргызская Республика социальное государство, рассматривать данный проект закона как проявление государственной власти, основанной на верховенстве власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Жогорку Кенешем и Президентом.
Признавая неправомерность действий самозахватчиков, учитывая, что эти действия были обусловлены тяжелыми бытовыми условиями, нуждой и наличием обстоятельств, в том числе политических, при которых данные противоправные действия имели место, а также необходимость разрешения вопроса об их статусе домовладельцев, предлагается данный проект закона рассматривать как единовременную акцию (амнистию), направленную на легитимизации домостроений, возведенных на земельных участках в городе Бишкек без разрешения до 31 июля 2012 года.
В соответствии с Земельным кодексом Кыргызской Республики правом на земельный участок признается право собственности на земельный участок или право бессрочного (без указания срока) или срочного (временного) пользования земельным участком.
Земли, использованные под строительство жилых домов в городе Бишкек, являются муниципальной собственностью, и порядок передачи прав собственности или пользования физическим и юридическим лицам на такие земли устанавливается Земельным кодексом Кыргызской Республики, нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики и Мэрией города Бишкек.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-01-10/v-parlamente-v-ocherednoj-raz-predlagayut-uzakonit-uchastki-samozastrojshhikov/