Министерство юстиции предлагает изменить ряд норм, связанных с гражданством


На сайте Правительства для общественного обсуждения размещен проект Закона, в рамках которого предлагается изменить ряд норм, касающихся гражданства, в том числе иного.

Данный проект Закона разработан в соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики и Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также во исполнение пунктов 33 и 34 Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте регистрации населения и актов гражданского состояния при Государственной регистрационной службе при Правительстве Кыргызской Республики, одобренного Советом обороны Кыргызской Республики от 12 марта 2015 года.

Целью законопроекта является совершенствование законодательства Кыргызской Республики в сфере гражданства Кыргызской Республики. Предлагаемые изменения направлены на уточнение, исключение некоторых понятий в процессе оформления гражданства Кыргызской Республики и усовершенствование порядка вопросов приобретения гражданства и выхода из гражданства Кыргызской Республики с учетом обеспечения общественной и национальной безопасности.

Законопроектом предлагается в статье 9 исключить слова  «свидетельство о рождении гражданина», так как свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт государственной регистрации рождения гражданина и в нем не указывается гражданство, в связи с чем, свидетельство о рождении не является документом, удостоверяющим гражданство владельца.

При этом в вышеуказанной статье слова «и другие документы, удостоверяющие личность гражданина Кыргызской Республики дополняются словами «содержащие сведения о гражданстве». Необходимость вызвана тем, что кроме всех типов национальных паспортов граждан Кыргызской Республики имеются также другие документы, удостоверяющие гражданство Кыргызской Республики в соответствии с международными соглашениями. Примером может служить свидетельство на возвращение в Кыргызскую Республику, паспорт моряка и так далее.

Проектом вносятся дополнения в статьи 13 и 14 Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики», где предусматривается возможность получения гражданства Кыргызской Республики в упрощенном или общем порядке при условии отсутствия судимости в иностранном государстве. Данные ограничения имеют определенный смысл в деле поддержания общественного порядка и общественной безопасности.

Необходимость внесения дополнений вызвана тем, что согласно статье 16 Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики», в приеме в гражданство Кыргызской Республики отказывается при преследовании лиц в уголовном порядке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и иностранного государства до вынесения окончательного решения правоохранительными органами, судами. В данном случае при приеме в гражданство Кыргызской Республики иностранные лица проверяются по учетам Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Государственным комитетом национальной безопасности Кыргызской Республики. Относительно информации о привлечении иностранных граждан по законодательству иностранного государства направляется запрос со стороны правоохранительных органов. В связи с чем проектом предлагается при приеме в гражданство Кыргызской Республики в общем порядке представление заявителем документа, подверждающего факт отсутствия судимости в иностранном государстве, гражданином которого он является. Указанные изменения вносятся во исполнение пункта 33 Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в ДРНАГС при ГРС при Правительстве Кыргызской Республики, предусматривающего исключение приема в гражданство Кыргызской Республики  иностранных граждан, имеющих судимость в государстве, гражданином которого он является.

Предлагается в пункте 3 части 3 статьи 14 после слов «ребенок или недееспособное лицо» дополнить словами «имеющий иностранное гражданство или лицо без гражданства», предусматривающий возможность получения гражданства Кыргызской Республики в упрощенном порядке ребенку, имеющего иностранное гражданство либо являющего лицом без гражданства. Необходимость вызвана тем, что на сегодняшний день остается не урегулированным вопрос в отношении получения гражданства Кыргызской Республики в упрощенном порядке ребенку или недееспособному лицу, являющимся лицом без гражданства либо имеющего иностранное гражданство, над которыми установлена опека или попечительство. В данном случае в качестве ребенка имеющего статус лица без гражданства, к примеру, можно привести этнического кыргыза в возрасте с 16 до 18 лет, родители которого приняли гражданство Кыргызской Республики. При этом фактически указанное лицо является гражданином Республики Узбекистан, Республики Таджикистан и т.д. В таких случаях сторона иностранного государства отказывает в документировании их паспортом. В связи с чем указанные лица просят предоставить статус лица без гражданства в целях дальнейшего документирования. Также в качестве ребенка, имеющего статус лица без гражданства, может быть ребенок в случае, если родители оформили выход из гражданства Кыргызской Республики. При этом для того чтобы подать документы ребенку согласно законодательству Кыргызской Республики один из родителей должен быть гражданином Кыргызской Республики.

Принимая во внимание вышеуказанный факт, проектом предлагается предоставление возможности получения гражданства Кыргызской Республики указанным лицам в упрощенном порядке, что позволит в короткие сроки ребенку, имеющего иностранное гражданство или имеющего статус лица без гражданства, над которым установлена опека получить гражданство Кыргызской Республики.

Предлагается дополнить пункт 2 части 2 статьи 13 Закона, где предусматривается сокращение срока проживания до 3 лет для получения гражданства в общем порядке при наличии высоких достижений в той или иной области словом «спорта». Мировая практика показывает, что ряд государств содействуют иностранным спортсменам, подавших документы на получении гражданства их страны. Причинами  содейтствия государств зачастую бывает возможность выступления под флагом принявшего государства, что играет большую роль на мировой спортивной арене. Кроме того посредством принятия в гражданство иностранных спортсменов имеет место развитие спорта в принявшей стране, поскольку лица, достаточно известные в мире спорта могут оказать весьма положительное влияние, в том числе на подрастающее поколение. В таких случаях мировые звезды спорта изъявившие желание получить гражданство Кыргызской Республики будут проходить необходимые процедуры для получения гражданства в обычном порядке при этом срок проживания им сокращается до 3 лет.

В статье 14 предлагается исключить норму в части, обязывающей лиц, являющихся этническими кыргызами, имеющих гражданство иностранного государства, или лиц без гражданства, бывших граждан Кыргызской Республики при возвращении на постоянное место жительства в Кыргызскую Республику подтверждать источник средств к существованию. Данное изменение обусловлено тем, чтобы упростить данной категории граждан процедуру получения гражданства Кыргызской Республики, более того, среди них имеются лица, не имеющие достаточных средств к существованию и находятся на иждивении родственников/супругов или государства.

Вместе с тем, проектом предлагается иностранных граждан женского пола, заключивших брак с гражданином Кыргызской Республики принимать в общем порядке, с сокращением требования к сроку проживания (до трех лет). При этом исключить данную категорию граждан из части 2 статьи 14 Закона. Согласно статистическим данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (данные получены из официального сайта) численность постоянного населения по полу, основным возрастным группам: мужчины (возраст от 16 до 62 года) за 2017 год – 1851 908, за 2018 год – 1875211, женщины (возраст от 16 до 57 лет) за 2017 года – 1776459, за 2018 год – 1789 866. При этом общее количество: мужчины по состоянию на 2018 год – 3 101 817, женщины – 3 154 913. Как показывает статистика средне статистически мужская часть населения меньше чем, женская половина.

Как показывает практика, наряду с женщинами и мужчины, заключившие браки с гражданками Кыргызской Республики нуждаются в получении гражданства Кыргызской Республики. В этой связи проектом предлагается уровнять положение женщин и мужчин в приеме в гражданство, заключившие браки с гражданами Кыргызской Республики. Исходя из этого, проектом также исключается в статье 35 Закона из числа освобождающих от уплаты государственных пошлин и консульских сборов иностранные граждане и лица без гражданства женского пола, вступившие в брак с гражданином Кыргызской Республики. В указанном случае от уплаты освобождаются только этнические кыргызы как представители уязвимых групп населения.

Кроме того, пункт 5 статьи 16, предлагается изложить в редакции с исключением уточняющего определения как уголовное преследование, т.е. любое преследование правоохранительными органами Кыргызской Республики или иностранного государства, до вынесения окончательного решения соответствующими органами, будет являться основанием для отказа в приеме в гражданстве. А также, для упрощения работы государственных органов при рассмотрении документов и вынесения решения по материалам, поступающим по вопросам приема в гражданство Кыргызской Республики, предлагается дополнить данную статью примечанием о том, что в случаях установления на стадии приема документов, фактов (обстоятельств) о том, что заявитель осужден за преступления, квалифицируемые по законодательству Кыргызской Республики тяжкими и особо тяжкими, осужденным и отбывающим наказание до истечения срока наказания, ответчиков по гражданским делам и т.д., т.е. по основаниям предусмотренные пунктами 5-8 настоящей статьи.

Необходимость разработки предлагаемого проекта также вызвана тем, что положения Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики», регулирующие двойное гражданство необходимо привести в соответствие с нормами Конституции Кыргызской Республики и исключить противоречия в разных статьях Закона. Вместе с тем законодательство Кыргызской Республики предусматривает принадлежность граждан Кыргызской Республики к гражданству другого государства в соответствии с международными договорами. Однако, в настоящее время Кыргызская Республика не имеет заключенного договора о двойном гражданстве ни  с одним государством. При этом граждане Кыргызской Республики, имеющие также гражданство другой страны, рассматриваются в Кыргызской Республике только как гражданин Кыргызской Республики. В связи с этим, двойное гражданство представляет одну из наиболее сложных проблем, как с точки зрения правового регулирования, так и практической значимости. Это еще связано с тем, что статус двойного гражданства появляется у граждан тех стран, между которыми заключен договор о двойном гражданстве, то есть о взаимном признании обоих гражданств. Только при таком раскладе лица, имеющие двойное гражданство могут пользоваться всеми правами и обязанностями предусмотренными законодательством каждой из сторон. Принимая во внимание факт отсутствия заключенного договора о двойном гражданстве Кыргызской Республики с другими государствами, проектом предлагается исключить понятие двойного гражданства. Также предлагается исключить норму в статье 22, предусматривающую приобретение иного гражданства гражданином Кыргызской Республики в случаях, если не противоречит законодательству Кыргызской Республики и законодательству иностранного государства. Это связано с тем, что в случаях признания за гражданином Кыргызской Республики гражданства иного государства сотрудники уполномоченных органов руководствуются только законодательством Кыргызской Республики, поскольку между Кыргызской Республикой и иностранными государствами отсутствуют международные договоры по вопросам двойного государства. В этой связи в случаях признания за гражданином Кыргызской Республики иного гражданства сотрудники уполномоченных органов не ориентируются на законодательство иностранных государств. Кроме того исключается в данной статье норма, где предусматривается ограничение граждан Кыргызской Республики, имеющих иное гражданство занимать определенные государственные должности, поскольку указанные ограничения предусмотрены в иных нормативных правовых актах, в частности конституционных законах Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», «О статусе судей Кыргызской Республики», «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», законах Кыргызской Республики «О статусе депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», «О прохождении службы в правоохранительных органах Кыргызской Республики».

При этом статья 22 Закона дополняется нормой, предусматривающей уведомление гражданами Кыргызской Республики о наличии у них иного гражданства для ведения учета таких лиц. Порядок подачи уведомления и учета определяется Правительством Кыргызской Республики. Граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, при этом, находящиеся за пределами республики, подают в 3-х месячный срок в консульское учреждение письменное уведомление о наличии иного гражданства. В свою очередь лица, проживающие на территории Кыргызской Республики, подают в 3-х месячный срок письменное уведомление в уполномоченный орган в сфере регистрации населения. В последующем предусматривается создание единой базы данных предусматривающих учет граждан Кыргызской Республики, имеющих иное гражданство проживающих на территории Кыргызской Республики, а также за ее пределами.

В действующей редакции закона предусмотрены два основания утраты гражданства. Проектом дополняется основания для утраты гражданства, если лицо приобрело гражданство приграничных с Кыргызской Республикой государств и в случае принятия гражданами Кыргызской Республики иного гражданства путем добровольного отказа от гражданства, выраженного нотариально заверенным заявлением по заключению уполномоченного органа Кыргызской Республики, определяемого Президентом Кыргызской Республики. Данная мера обусловлена тем, что согласно законодательству ряда государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Российская Федерация и других стран) не предоставляется право гражданам иметь иное  гражданство. Однако, на практике  при приеме в гражданство иностранного государства достаточно предоставления нотариально заверенного заявления об отказе от гражданства Кыргызской Республики. В последующем вышеуказанные заявления поступают в Министерство иностранных дел Кыргызской Республики, а дальнейшая работа по оформлению утраты или выхода из гражданства Кыргызской Республики не регламентируется, т.е. фактически они остаются гражданами Кыргызской Республики, имея двойное гражданство.

В таких случаях гражданство Кыргызской Республики утрачивается Указом Президента Кыргызской Республики. В соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона Кыргызской Республики «О гражданстве Кыргызской Республики» Президент Кыргызской Республики имеет право своим Указом признать утратившим гражданство Кыргызской Республики в связи с нарушением норм указанных в статье 26 вышеуказанного Закона. В данном случае при обнаружении нарушений норм указанных в статье 26 Закона гражданином Кыргызской Республики рассматривается и направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Кыргызской в соответствие с нарушенными пунктами статьи 26 Закона. Так, при нарушении пункта 1 статьи 26 Закона дела рассматриваются и направляются органами национальной безопасности Кыргызской Республики в связи со спецификой работы государственного органа. При нарушении пунктов 2-4 материалы рассматриваются исходя из места обнаружения нарушений, т.е. на территории Кыргызской Республики данные нарушения рассматриваются уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере регистрации населения, а по вопросам, касающихся лиц, проживающих за пределами республики, уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере внешнеполитической деятельности. По итогам рассмотрения государственным органом материалы представляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Кыргызской Республики на рассмотрение. Порядок рассмотрения, направления материалов уполномоченным органом будет отражаться в проекте Указа Президента Кыргызской Республики о внесении в Указ Президента Кыргызской Республики от 10 августа 2013 года №174. Примером утраты гражданства Кыргызской Республики может служить Указ Президента Кыргызской Республики от 15 апреля 2017 года УП № 76 об утрате гражданства Кыргызской Республики Шейха Рафика Канангадавом Мохмедом, 1974 года рождения, индусом, уроженцем города Керала Республики Индия, в связи с нарушением пункта 2 статьи 26 указанного выше Закона.

Также, проектом предлагается исключить статью 33 Закона, где предусмотрен перечень документов, представляемых в уполномоченные органы Кыргызской Республики. С учетом того, что с развитием технологии, порядка обмена информациями внутри государственных органов, необходимости сбора определенных документов не требуется. В связи с чем, перечень документов предлагается предусмотреть в подзаконном акте, для своевременного внесения изменений в нормативные правовые акты. Кроме того, в действующей редакции Закона не предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления в уполномоченные государственные органы при приеме, выходе и восстановлении в гражданстве  Кыргызской Республики. В связи с чем, предлагается статью 32 дополнить частью 5, предусматривающей отсылочную норму о том, что перечень документов при выходе и в приеме в гражданство Кыргызской Республики будет определен Президентом Кыргызской Республики. После принятия данного Закона в установленном порядке будет инициирован соответствующий проект Указа Президента Кыргызской Республики о внесении в Указ Президента Кыргызской Республики от 10 августа 2013 года № 174 дополнений, предусматривающих перечень документов при оформлении выхода из гражданства, а также порядок утраты гражданства КР. В части документов, предоставляемых при приеме в гражданство Кыргызской Республики, предусмотрено в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Кыргызской Республики, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 10 августа 2013 года №174.

В настоящее время при подаче документов на прием в гражданство Кыргызской Республики иностранные граждане проверяются по учетам Министерства внутренних дел Кыргызской Республики. Информацией о привлечении иностранных граждан к уголовной ответственности по законодательству иностранного государства указанные госорганы не располагают. Процедура получения ответов на запросы правоохранительных органов в отношении иностранных граждан, ходатайствующих о приеме в гражданство Кыргызской Республики, занимает длительное время, а общий срок рассмотрения материалов и принятия по ним решений всего 90 дней при общем порядке и 30 дней по упрощенному порядку. Правоохранительным органом требуется больше времени на получение ответов на запросы, кроме того, в целях национальной безопасности возникает необходимость тщательной проверки лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство Кыргызской Республики.

С учетом этого, законопроектом предлагается увеличить вышеуказанные сроки до 120 дней по общему порядку и 60 дней по упрощенному порядку.

Вместе с тем, проектом часть 3 статьи 34 Закона предлагается дополнить абзацами третьим и четвертым, предусматривающими, что органы национальной безопасности направляют свои предложения по вопросам гражданства в течение 90 дней по общему порядку и 30 дней по упрощенному порядку, т.к. в Законе не прописаны сроки их рассмотрения.

Статья 38 дополняется абзацем о том, что сведения о предоставлении и прекращении гражданства Кыргызской Республики включается в автоматизированную информационную систему по вопросам гражданства Кыргызской Республики. Порядок ведения и положение об автоматизированной информационной системе будет определен и утвержден уполномоченным государственным органом в сфере регистрации населения. В настоящее время Государственной регистрационной службой при Правительстве Кыргызской Республики разработана и ведена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Гражданство», посредством которой принимаются заявление на прием и выход из гражданства Кыргызской Республики. С ведением настоящих дополнений все сведения о гражданах, вышедших и принимающих гражданство Кыргызской Республики, будут вноситься в обязательном порядке в автоматизированную информационную систему, что облегчает в последующем обработку и актуализацию информации по вопросам гражданства в электронном виде.

Учитывая введение новой системы, автоматизации всего процесса оформления приобретения гражданства Кыргызской Республики посредством АИС «Гражданство» необходимость внесения в записи детей, не достигших 16 лет о принадлежности к гражданству отпадает, поскольку при выходе Указа Президента Кыргызской Республики о приеме в гражданство сведения о лицах получивших гражданство вносятся в базу данных. В связи с чем предлагается исключить в статье 39 Закона внесение записи о принадлежности к гражданству Кыргызской Республики в документах детей, не достигших 16-летнего возраста.

С принятием проекта Закона необходимо внести изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Кыргызской Республики, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 10 августа 2013 года № 174, в части приема и выхода из гражданства Кыргызской Республики.

Кроме того, предлагаемый проект Закона предусматривает регистрацию лиц, имеющих иное гражданство уполномоченным органом Кыргызской Республики, определяемым Правительством Кыргызской Республики. В этой связи с принятием проекта Закона необходимо Правительству необходимо разработать Порядок регистрации лиц, имеющих иное гражданство.


Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-01-24/ministerstvo-yusticzii-predlagaet-izmenit-ryad-norm-svyazannyh-s-grazhdanstvom/


 
Новость прочитана 488 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!