Депутат Жогорку Кенеша Э. Байбакпаев: «Развитие возобновляемых источников энергии не требует финансовых вложений со стороны государства»


Все мы понимаем значение электроэнергетики для экономики страны, для ее граждан. Даже кратковременное отсутствие электроэнергии сразу же отбрасывает жизнь человека в условия каменного века – нет света, ничего не работает, нет жизнедеятельности. Сегодня электроэнергетика, включающая процессы производства, передачи, распределения электроэнергии, является инфраструктурной базой любой экономики. На ней подвязаны практически все экономические сектора и бытовые потребители, которых она снабжает электричеством и теплом.

Надо признать в настоящее время энергетический сектор Кыргызстана находится в «предынфарктном» состоянии. Вот некоторые факты этого. Электрооборудование энергетических компаний изношено на 70-80 процентов. По данным Всемирного банка затраты в энергетике превышают доходы на 20 процентов и соответственно у компаний нет собственных денег на замену изношенного оборудования, установленного еще с советских времен.

В свою очередь задолженность энергетиков по кредитам на данный момент составляет около 1,5 млрд. долл. США, а это 40 процентов от всего внешнего долга республики. Каждый год приходится выплачивать 8-10 млн. долл. США в виде процентов за кредит и еще больше около 26 млн. долл. США с 2025 года, когда придется начать возвращать основной долг. Стоит отметить, что 97 процентов внешних долгов энергосектора приходится на ОАО «Электрические станции» и ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». В этой связи есть реальная опасность, что если в будущем не сможем выплачивать долги по кредитам, то можем лишиться управления своими энергетическими генерирующими и передающими мощностями.

Сегодня о реформе нашей энергосистемы не говорят только немые, но это все так и остается на уровне разговоров и никто не спешит реформировать эту отрасль. Энергетики и международные институты все твердят, что все дело в тарифе, надо его повысить и все будет в порядке. Но в этом ли только дело?

Весной в комитете ТЭК ЖК КР я внес предложение о создании рабочей группы по реформированию энергосистемы, больше двух месяцев ушло на ее создание, через преодоление чиновничьего саботажа, нежелание реформ и попыток сохранения старых «энергосхем». В конце концов, распоряжением Премьер-министра группа была создана, но за все это время проведено всего одно заседание, где я высказал свои кардинальные идеи по реформе в отрасли, но в результате Правительство взяло только одно мое предложение – по социальному тарифу.

В своем предложении Правительству по электроэнергетической отрасли Кыргызстана я настаивал, что здесь требуются кардинальные реформы. Считаю, что большой ошибкой было решение в акаевские времена о разделении АО «Кыргызэнерго» на генерирующую, передающую и распределительные компании. Ну и понятно, что и в акаевское и в бакиевское правление преследовалась главная цель – отдельными лицами приватизировать высокодоходные распредкомпании, оставив остальное государству. Но две народные революции не позволили этого сделать, народ не дал возможность для возникновения в республике частных «энергетических баронов».

Поэтому прежде, чем поднимать тарифы нужно заново объединить все энергокомпании в единый энергохолдинг, передав ему в оперативное ведение все энергетические активы. Соответственно, в предлагаемой вертикальной интеграции существующие энергокомпании станут филиалами холдинга без образования юридического лица, т.е. образуются филиал генерации, филиал передачи и филиалы распределения (северный и южный). В результате можно добиться большой экономии средств за счет сокращения расходов, не менее 3-4 млрд. сомов в год. Более того объединенный холдинг за счет своих возможностей сможет наладить производство необходимых энергосектору материалов и оборудования – кабелей, счетчиков, трансформаторов и железобетонных изделий, что тоже даст эффект значительной экономии расходов. К сожалению сегодня практически все это импортируется из-за рубежа втридорога за валюту, увеличивая и без того высокие расходы энергосектора.

Энергетики и чиновники все время твердят, что у нас социальный тариф на электроэнергию, но это же не так. Все и бедные, и богатые платят за электричество по 0,77 сом за 1 кВт при потреблении до 700 кВт в месяц, но это не социальный подход. Предлагаю социальный тариф оставить для нуждающихся граждан. Правительству нужно будет строго персонифицировать нуждающихся абонентов, установить им умные счетчики и выдать им именные энергокарточки с определенным лимитом по тарифу 0,77 сом за кВт. Таким образом, государство будет точно поддерживать малоимущих, а не так как сегодня когда этим пользуются все кому ни лень в угоду подпольным «энергобаронам». Для оставшихся же абонентов будет действовать тариф 2,16 сома за кВт.

В настоящее время энергетика у Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования (ГКПЭН) это как неродной сын у родителей – пасынок, им интересуются только когда есть время, а учитывая, что времени у госкомитета на энергетику нет, то значит, он практически отраслью не занимается. Правильно сказал председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев, что «в ГКПЭН у нас вообще каша – тут и золото, и электричество, и трусы шьют». Правительство уже несколько лет обещает создать Министерство энергетики, но как говорится воз и ныне там. Я призываю, нам срочно нужен отдельный государственный орган по энергетике – Министерство энергетики, который будет определять политику в отрасли, осуществлять международное сотрудничество в области энергетики, вести переговоры по строительству энергообъектов и осуществлять координацию энергосистемы – вести сервер учета потоков электроэнергии и расчетный центр энергосистемы.

С другой стороны также назрела реформа регулирования энергетической отрасли. То, что Государственное агентство по регулированию топливно-энергетического комплекса (ГАРТЭК) находится в структуре Правительства, считаю, является конфликтом интересов. В настоящее время Правительство владеет и управляет энергетическими компаниями, а также одновременно через ГАРТЭК устанавливает ценообразование в секторе. В успешном международном опыте (Евросоюз, Прибалтика, Грузия, Армения) политика ценообразования (тарифы) отделена от связей с энергетическими компаниями во избежание манипуляций и монополизации. Считаю, что ГАРТЭК должен стать независимой национальной комиссией, члены которой будут назначаться Жогорку Кенешем КР и регулировать тарифы не только на электроэнергию, тепло и газ, но и на воду, мусор и т.д.

Нужны ли реформы в энергетике нашему Правительству? Сегодня я очень сомневаюсь, так как мой трехлетний опыт работы в качестве члена Комитета ТЭК ЖК КР говорит совсем об обратном. Вот пример, у меня ушло целых два с половиной года (половина моего депутатского срока), чтобы провести через парламент, разработанный мною закон о возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). При этом со стороны Правительства практически не было никакой поддержки, только на каждом шагу ставились препоны, возможно в угоду всяким аферам типа Лигласа и другим чиновничьим придумкам, которые, в конце концов, оказывались пустышками или стремлением внедрить коррупционные механизмы в развитии ВИЭ. И это в нынешней ситуации, когда нашей экономике катастрофически не хватает энергетических мощностей – по данным экспертов дефицит составляет около 600 мегаватт. К тому же грядут маловодные годы, и что, мы опять будем зимой на коленях ползать и умолять наших соседей продать нам электроэнергию за любую цену? А захотят ли они продать электроэнергию за деньги? А ведь могут потребовать и другое – воду или землю? И где наша Энергетическая Независимость?

Это притом, что развитие ВИЭ абсолютно не требует финансовых вложений со стороны государства, только необходимо наладить четкую разрешительную систему. Многочисленные частные инвесторы, в том числе местные готовы вкладывать в развитие ВИЭ в Кыргызстане. Но даже после того как закон о ВИЭ был подписан Президентом КР до сих пор Правительство так и не разработало для этого энергетического рынка необременительный разрешительный механизм. Наоборот, в Правительстве звучат призывы как можно сильнее усложнить систему разрешений для ВИЭ, в частности Правительство намерено передать все потенциальные створы для строительства малых ГЭС своей компании – Нацэнергохолдингу, таким образом, поставить в зависимость сектор ВИЭ от энергетического монополиста, что однозначно отпугнет многих потенциальных инвесторов вкладывать свои средства в развитие ВИЭ.

В завершение я хочу прискорбием выразить своё мнение о состоянии нашей энергетики небезызвестной фразой – «на сегодняшний день пациент скорее мертв, чем жив!».


Ссылка на новость: https://kant.kg/2019-09-24/deputat-zhogorku-kenesha-e-bajbakpaev-razvitie-vozobnovlyaemyh-istochnikov-energii-ne-trebuet-finansovyh-vlozhenij-so-storony-gosudarstva/


 
Новость прочитана 255 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!