Из 220 тысяч учителей школ Узбекистана 86 тысяч или 37% получили оценку «неудовлетворительно» за свои профессиональные знания и навыки. Об этом на совещании 28 августа сообщил президент страны Шавкат Мирзиёев, передает его пресс-служба.
«В частности, неудовлетворительными признаны знания учителей по таким востребованным в настоящее время предметам, как информатика, физика, английский язык, математика и химия», — констатировал глава государства.
По его словам, из 51 тысячи преподавателей иностранного языка только 17 тысяч или 33% имеют уровень С-1. Между тем, начиная с 2025 года, преподавать это предмет смогут только учителя уровня С-1, предупредил Мирзиёев.
Глава государства анонсировал изменение системы приема педагогов на работу, повышения их квалификации и присвоения разрядов. Ежегодно в школах трудоустраиваются 8 тысяч учителей, а из-за открытия новых учебных заведений возникнет потребность в дополнительных кадрах. Теперь учителей на работу будут принимать на конкурсной основе. Первый год новоиспеченные педагоги будут работать стажерами, а затем получат профессиональный сертификат.
Перед отправкой учителей на курсы повышения квалификации их знания оценят, и по итогам определят направления индивидуального профессионального развития.
Если преподаватель покажет плохие результаты, вуз, в котором он учился, получит рекламацию.
На курсах повышения квалификации педагоги, показавшие слабые знания, будут обучаться традиционным способом, учителя с высокими показателями пройдут обучение онлайн.
Присвоение преподавателям квалификационной категории будет проходить в два этапа:
на первом педагог сдает экзамен, и в случае получения результата в 70% переходит на второй этап;
на втором этапе проверяется умение использовать передовые педагогические технологии, методы работы с обучающимися и современные подходы к оцениванию. В зависимости от итогового результата преподавателю присваивается квалификационная категория.
Министерству дошкольного и школьного образования поручено до конца года апробировать новый опыт в 20 районах с низким уровнем педагогического образования. В ведомстве вводится должность первого заместителя министра, ответственного за подготовку учителей. Также будет создан отдельный Совет по педагогическому образованию, в который войдут ректоры педагогических вузов. Профильные вузы Ташкента и Чирчика, где преподавателей готовят к работе в президентских школах, станут базовыми для институтов педагогической сферы.
Изменится и система управления школьным образованием. В этом году была создана «Школа директоров» для обучения и оценки знаний кандидатов на должность директора. В этом процессе использован опыт Объединенных Арабских Эмиратов и других стран. Теперь кандидаты на пост директора отбираются только из числа кадров, имеющих соответствующий сертификат и включенных в резерв. Должность руководителя школы они будут занимать на основе срочного контракта, каждые пять лет директора и их заместители будут проходить аттестацию. Трудовые договоры, заключенные с директорами, не прошедшими аттестацию, аннулируют.
Министерствам экономики и финансов, дошкольного и школьного образования поручено озаботиться увеличением со следующего года зарплат сертифицированных директоров на 50%, их заместителей — на 30%.
На совещании Шавкат Мирзиёев сообщил, что за последние годы средняя зарплата учителей Узбекистана выросла в 2,5 раза. В частности, премии и надбавки стали получать учителя, имеющие национальные и международные сертификаты по иностранным языкам, информационным технологиям, математике, химии и биологии, а также педагоги, выехавшие на работу в отдаленные районы. В результате 23 тысячи учителей зарабатывают по 6 млн — 10 млн сумов ($500 — $833), свыше тысячи человек получают более 10 млн сумов. Еще 2000 учителей получают надбавки из фонда министра.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2023-08-29/bolee-treti-uchitelej-shkol-uzbekistana-poluchili-dvojki-za-znanie-svoego-predmeta/