В Бишкеке 20 мая проходит круглый стол по вопросам инвентаризации законодательства Кыргызской Республики в области образования и науки.
Круглый стол организован Министерством образования и науки, в нем принимают участие заместитель председателя кабинета министров Жылдыз Бакашова, председатель Комитета Жогорку Кенеша по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению Гулькан Молдобекова, руководство Минобразования, депутаты Жогорку Кенеша Альфия Самигулина, Абдывахап Нурбаев, Евгения Строкова, представители академического сообщества и эксперты в сфере образования.
На круглом столе заместитель министра образования Нурлан Омуров сказал, что в настоящее время сферу образования и науки регулируют 6 законодательных актов: законы «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании», «О статусе учителя», «О дошкольном образовании», «О науке и об основах государственной научно-технической политики», «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях» и более 50 подзаконных актов.
«Они уже устали морально, отстали от современного общества», - отметил Омуров.
По его словам, инвентаризация направлена на оптимизацию нормативной правовой базы. Процесс инвентаризации был начат приказом Министерства образования и науки от 17 ноября 2020 года №951/1.
«Анализ действующего законодательства в области образования Кыргызстана показал, что многочисленные изменения законодательства привели к тому, что законы не полностью регламентируют сам предмет закона, имеют законодательные пробелы, содержат внутренние конфликты и противоречия, имеют дублирующие, а порой и излишние положения, и не всегда отвечают принципам справедливости и партнерства. Для устранения выявленных недостатков предлагается принять единый закон «Об образовании и науке» вместо имеющихся 6 законов, часть норм которых уже устарела. В то же время расширена понятийная база нового проекта закона, например, введены определения: вариативная форма дошкольного образования», дополнительное профессиональное образование, государственная научно-техническая политика, технопарк, технополис и так далее», - пояснил замминистра.
Предлагаемый законопроект консолидирует действующее законодательство в сфере образования и науки, и станет вторым отраслевым законом в Кыргызской Республике (первый отраслевой закон КР – «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности»), рассказали в Минобразования.
Данный проект включает новые нормы, соответствующие принятой Конституции и требованиям времени, в том числе, нравственное воспитание, нормы для создания научно-производственных комплексов на базе учебных заведений, включения программ начального и среднего профессионального образования в школьное обучение, коммерциализации научно-технической разработок.
В соответствии с вызовами времени в проект закона вошли дистанционные и электронные формы обучения.
В сфере высшего образования также вводится 6 типов профессиональных учебных заведений:
- национальный исследовательский институт,
- университет,
- академия,
-институт,
-специализированное высшее учебное заведение,
- высший колледж.
Уточнены функции дошкольных и школьных образовательных организаций.
Новым также стало законодательное закрепление источников финансирования аккредитации учебных заведений, кредитной системы преподавательских часов, стандарты финансовой отчетности учебных заведений.
Предлагается внесение изменений и дополнений в Кодекс о неналоговых доходах и в Бюджетный кодекс для обеспечения финансовой самостоятельности образовательных организаций.
Для обеспечения собственной клинической базы медицинских образовательных организаций предлагается внесение изменений и дополнений в закон «Об организациях здравоохранения в Кыргызской Республики».
Как сообщил Омуров, новый законопроект включает в себя 18 глав после консолидации 6 законов. Если раньше было более 300 статей, то после консолидации стало 149.
«Проект закона должен включать в себя нормативы с учётом первой международной практики. Должен выступать как флагман законодательства КР», - добавил он.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2021-05-20/v-kyrgyzstane-budet-odin-zakon-ob-obrazovanii-i-nauke-vmesto-nyneshnih-6-npa/