В 2024 году в институт омбудсмена поступило 9283 обращения, сообщила омбудсмен Джамиля Джаманбаева 16 сентября на заседании конституционного комитета Жогорку Кенеша.
Комитет заслушал ежегодный доклад омбудсмена «О состоянии прав и свобод человека и гражданина в 2024 году».
Из них: 2663 (23,5%) письменные (78 коллективные), 6620 (53,7%) устные. На телефон «Горячей линии 115» обратились 2562 (22,6%) лиц.
Количество письменных заявлений в 2024 году осталось на прежнем уровне (в 2023 году поступило письменных обращений − 2620). Из них в центральном аппарате акыйкатчы рассмотрено − 1612 (60,5%), представительствами по областям − 1051 (39,5%).
В 2024 году из рассмотренных письменных жалоб, восстановлены права в пользу заявителя 58,9%. По 15,4% обращениям, нарушения не подтвердились, даны разъяснения.
В 12,3% случаев нарушения были подтверждены, однако из-за истечения сроков обращения в суд или обжалования, а также в связи с прекращением трудовых отношений нарушителей восстановление прав не представилось возможным. Заявителям были предоставлены юридические консультации и письменные рекомендации по возможным и необходимым мерам для защиты их прав и свобод.
359 обращений граждан направлены в государственные органы и учреждения для рассмотрения в рамках полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами.
В 2024 году институт акыйкатчы принял 4058 граждан, в том числе 233 на приеме омбудсмена, 120 на приеме у заместителей.
К акыйкатчы обращаются в основном социально незащищенные слои населения − пенсионеры, лица с инвалидностью, люди без определенного места жительства, из мест лишения свободы. Как показывает анализ, тематическая структура обращений в целом остается прежней, значительных изменений относительно предыдущих лет в ней не отмечено.
Из 2663 письменных обращений 981 (36,8%) обращений касались просьбы направить представителя акыйкатчы на судебное заседание. Основными причинами обращения являются, как указывают сами граждане, недоверие к судебной системе, нарушение их прав на справедливое и публичное разбирательство дел в судебных инстанциях, говорится в докладе.
Значительную часть жалоб занимали обращения по поводу защиты прав человека в уголовном процессе (досудебном производстве) − 415, (необъективность, волокита следствия), на условия содержания под стражей − 139, из которых о применении пыток − 36.
Обращения в сфере социальных и экономических прав и свобод граждан 78 касались вопросов пенсионного обеспечения, социального обслуживания граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью, что свидетельствует о необходимой дальнейшей системной работы по развитию и укреплению гарантий прав и свобод граждан в данной сфере.
В сфере защиты экономических прав поступали обращения связанные с защитой частной собственности, возмещении ущерба и др. − 113.
В сфере защиты семейных прав поступило 136 жалоб и обращений, из них 30 по вопросам исполнения алиментных обязательств, защиты прав и законных интересов детей − 54, семейному насилию − 31, по вопросам, связанным с соблюдением социального обеспечения прав семей (выплат пособий по беременности и при рождении ребенка, опеки и попечительства и др.) − 21 обращение.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2025-09-16/v-2024-godu-v-institut-ombudsmena-postupilo-9283-obrashheniya/

