В Алматы около 60 процентов автомобилей ездят без катализаторов - устройств, которые устанавливаются в выхлопной системе автомобиля для уменьшения вредных выбросов в атмосферу. Об этом во время форума "Такси Казахстан 2024" рассказала исполнительный директор проекта Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова, передает Tengri Auto.
По информации эксперта, Алматы - город, где автомобили составляют 60 процентов источников загрязнения воздуха. Одним из ключевых элементов в борьбе за экологию являются автомобильные катализаторы.
При этом данные устройства становятся все более привлекательной мишенью для воров. Это связано с их уникальной конструкцией и содержанием редкоземельных металлов, которые имеют высокую рыночную стоимость.
"По нашим исследованиям, до 60 процентов автомобилей в Алматы ездят без катализаторов. Причина банальна: износ без замены, отсутствие мотивации и массовая вырезка с целью продажи. Это стало серьезной экологической и социальной проблемой.
Катализатор улавливает до 90 процентов вредных выбросов. Одна машина с катализатором компенсирует загрязнение десяти машин без него. Но, к сожалению, для многих водителей экология остается на последнем месте. Они готовы вырезать катализатор ради 200–300 долларов, чтобы купить, например, зимние шины", - заявила Саулебекова.
Контроль за таксопарками
Эксперт отмечает, что одна из ключевых проблем, связанная с катализаторами, - это то, что водитель может даже не подозревать об их отсутствии на своем автомобиле.
"Человек может ездить с уверенностью, что у него новый хороший автомобиль, но на деле катализатор может быть уже вырезан. Это связано с тем, что существует целый бизнес по их скупке, поскольку катализаторы содержат драгоценные металлы и кто-то их спиливает намеренно. Недавно я разговаривала с владельцем СТО, он рассказал, что к нему приехал таксопарк с 50-ю новыми автомобилями и попросил вырезать катализаторы у всех машин якобы для того, чтобы приобрести на эти деньги зимние шины. Этот случай демонстрирует масштабы проблемы: владельцы такси, экономя на замене катализаторов или обслуживании, наносят огромный ущерб экологии", - рассказала Саулебекова.
Председатель Ассоциации таксомоторной и прокатной отрасли Казахстана Женис Мухиев подтвердил, что подобная проблема в таксопарках имеется.
"Мы знаем об этой проблеме. Не знаем конкретно, кто из таксопарков этим занимается, но слышали о таких случаях. Мы категорически против таких вещей. Некоторые водители, пытаясь любыми способами заработать деньги, после получения автомобиля срезают катализатор. Проверить его наличие сложно на некоторых моделях, а регулярный осмотр сотен машин в парке бывает затруднителен. Мы категорически предупреждаем таксопарки и можем применять меры наказания вплоть до исключения из Ассоциации за подобные действия", - заявил Мухиев.
Что можно сделать?
По словам Жулдыз Саулебековой, ситуация требует не только информационной работы с автовладельцами, но и строгого контроля со стороны государства. В частности - усиление контроля над бизнесом по скупке катализаторов, а также создание прозрачных правил утилизации.
"Необходимо ужесточить контроль. Только 15 процентов пунктов техосмотра в Алматы оснащены необходимым оборудованием. Остальные просто "рисуют" результаты. Мотивировать водителей. Государственные программы, такие как субсидии или скидки на замену катализаторов, могли бы стимулировать экологизацию автопарка. Это проблема, которую нельзя игнорировать", - подчеркивает Жулдыз Саулебекова.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2024-11-28/do-60-proczentov-avto-v-almaty-ezdyat-bez-katalizatorov/