Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству сегодня, 18 июня, рассмотрел проект Закона Кыргызской Республики «О ратификации Соглашения между Правительством Китайской Народной Республики, Кабинетом Министров Кыргызской Республикой и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в совместном продвижении проекта железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», подписанного 6 июня 2024 года в городе Пекин» в первом чтении.
Информацию представил министр транспорта и коммуникаций Тилек Текебаев.
По его данным, принятие данного законопроекта позволит начать практическую реализацию проекта строительства железной дороги «Китай – Кыргызстан – Узбекистан». Данный маршрут сможет обеспечить доставку грузов из Китая в Кыргызстан, а также в страны Центральной Азии и Ближнего Востока, в том числе Турцию и далее в Евросоюз. Проект обеспечит повышение конкурентоспособности на международном рынке транзитных перевозок за счет сокращения расстояния и времени доставки грузов.
Говоря о механизме реализации Проекта было отмечено, что предполагается реализация по модели ВОТ (строительство – эксплуатация – передача), путем создания совместной проектной компании (СПК) тремя железнодорожными администрациями сторон (Чайна Рэйлвей Интернешнл при Государственной корпорацией «Китайские железные дороги», Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу» при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, Акционерное общество «Узбекистон темир йуллари»).
В ходе обсуждения депутат Бактыбек Сыдыков интересовался долями сторон в уставном капитале. На что отмечено, что для обеспечения деятельности СПК уполномоченная организация китайской стороны или ее дочерняя компания-холдинг получит 51%, уполномоченные организации кыргызской и узбекской сторон по 24,5%. Члены комитета поддержали законопроект, подчеркнув его значимость.