Настоящим, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование:
Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) и Кыргызпатента показатели интеллектуальной собственности Кыргызстана демонстрируют устойчивый, а в некоторых сферах необратимый спад. Так, в период 2015 – 2018 гг. выдавалось от 114
до 146 патентов на изобретения. Однако в 2019 – 2021 гг. число выданных патентов упало до 64 – 93. Средний показатель спада составляет порядка 25%, что является значительным. Число действующих патентов, по данным WIPO, сокращается непрерывно – с 341 в 2012 г. и 375 в 2014 г. до 193
в 2020 г. – то есть спад на 48%. Рост числа объектов интеллектуальной собственности происходил за счет объектов авторского права – с 263
в 2015 г. до 653 в 2021 г. Однако, по данным международных исследователей, объемы объектов авторского права в активах только промышленных компаний должны быть больше объемов объектов патентного права в 5-10 раз. То есть если бы работа с объектами авторского права в Кыргызстане была поставлена на качественный уровень, то число регистраций таких объектов было бы более 1000, а с учетом объектов авторского права, представляющих только художественную ценность – больше более чем в 10 раз.
Указанное свидетельствует о неэффективности существующей системы интеллектуальной собственностей и критической диспропорции между системой интеллектуальных прав и общей экономической системы Кыргызской Республики.
2. Описание цели предполагаемого регулирования (при возможности, провести соответствующие количественные и качественные показатели) и способы решения проблем:
Целью проекта Закона Кыргызской Республики «Об интеллектуальных правах» является создание условий для комплексной модернизации национальной системы интеллектуальной собственности – возможностей существенного сокращения затрат компаний креативного, инновационного сектора экономики и государственных органов власти в условиях существенного увеличения количества результатов интеллектуальной, творческой деятельности, легально используемых в экономике Кыргызской Республики.
Способом решения проблемы является перевод подавляющего большинства сделок с интеллектуальными правами в цифровую форму и вывод из тени основного актива новой экономики – интеллектуальной собственности.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предполагаемого регулирования:
По итогам принятия и реализация проекта Закона Кыргызской Республики «Об интеллектуальных правах» ожидается устранение пробелов регулирования интеллектуальных прав, включение в экономический оборот всех типов и видов результатов интеллектуального и творческого труда, что, в конечном счете, приведет к росту числа объектов интеллектуальной собственности, находящихся в экономическом обороте в 10 и более раз, выходу рынка интеллектуальной собственности из «тени», его переходу
в цифровую среду не менее чем на 80% к 2027 году.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий:
По итогам принятия и реализации законопроекта негативные последствия отсутствуют. Незначительные риски возможны в переходный период трансформации системы интеллектуальной собственности – создании технологических решений и операторов, которые нивелируются выбором квалифицированного партнера для создания операторов патентных прав
и по справедливому вознаграждению.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предполагаемого регулирования:
Предполагаемая проектом закона трансформация системы интеллектуальной собственности Кыргызстана затронет все субъекты предпринимательства, осуществляющие креативные и инновационные виды деятельности.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предполагаемого регулирования, связанных с его введением:
Издержки предпринимателей, осуществляющих креативные и инновационные виды деятельности, отсутствуют. Напротив, по итогам принятия и реализации законопроекта Кыргызской Республики
«Об интеллектуальных правах» у предпринимателей появляются возможности с минимальными расходами решать задачи управления интеллектуальными правами.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/ местного бюджета, связанных с введением предполагаемого регулирования:
Реализация предполагаемого регулирования не повлечет финансовых затрат из государственного бюджета. При этом, ожидается выход рынка интеллектуальной собственности из «тени» и поступление дополнительных налоговых доходов Кыргызской Республики.
Перечень вопросов для участия публичных консультаций:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
- является ли предполагаемый способ решения проблем (регулирования) наиболее предпочтительным;
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предполагаемого регулирования;
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
- общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2023-04-06/uvedomlenie-o-razrabotke-proekta-zakona-kyrgyzskoj-respubliki-ob-intellektualnyh-pravah/