Как будут функционировать криптобиржи в Кыргызстане


Утверждено Положение о деятельности оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и ведении реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж). Об этом говорится в постановлении Кабинета министров от 16 сентября 2022 года «О вопросах регулирования отношений, возникающих при обороте виртуальных активов».

Положение о деятельности оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и ведении Реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж)

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 25, 28, 30 Закона Кыргызской Республики «О виртуальных активах». Положение устанавливает обязательные требования, предъявляемые к деятельности оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) в Кыргызской Республике.

Деятельность оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) является лицензируемой и подлежит государственной регистрации в Реестре операторов торгов виртуальных активов (криптобирж). Порядок государственной регистрации операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) определяется настоящим Положением.

2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении

2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

бенефициарный владелец – физическое лицо, являющееся собственником оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) либо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет право или возможность давать обязательные для данного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать деятельность оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

квалифицированный инвестор виртуальных активов – физическое или юридическое лицо, финансовые средства которого направлены для совершения сделок оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей);

клиенты – контрагенты оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), физические и юридические лица, в том числе иностранные, с которыми он совершает сделки (операции);

клиринг – комплекс операций по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с виртуальными активами) и их зачету по поставкам виртуальных активов и расчетам по ним;

манипулирование ценами на виртуальные активы – совершение действий, оказывающих существенное влияние на спрос и (или) предложение на виртуальные активы, рыночную цену виртуальных активов или объем торгов виртуальными активами, с целью искусственного завышения или занижения цен на виртуальные активы относительно уровня, складывающегося в рыночных условиях;

расчетный банк – коммерческий банк, обладающий соответствующей лицензией, осуществляющий деятельность в Кыргызской Республике или за ее юрисдикцией, но обладающий соответствующей лицензией страны нахождения;

торги виртуальными активами – процесс совершения сделок купли-продажи с виртуальными активами на электронной площадке оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

участники торгов оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) – клиенты, допущенные оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) к торгам виртуальными активами;

уполномоченный орган – уполномоченный государственный орган в сфере виртуальных активов;

электронная площадка оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) – информационная система, в рамках которой осуществляются:

– прием, контроль и регистрация заявок на участие в торгах виртуальными активами;

– прием, контроль и регистрация заявок на покупку, продажу и (или) обмен виртуальными активами;

– совершение сделок с виртуальными активами на электронной площадке оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– определение цен на виртуальные активы;

– определение требований и обязательств сторон по результатам совершения сделок с виртуальными активами, а также обеспечение исполнения данных сделок;

– подготовка и формирование отчетных документов по результатам совершения сделок с виртуальными активами;

– хранение, обработка и раскрытие информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с виртуальными активами;

– выполнение иных функций, необходимых для участников торгов;

оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) – лицензированный и созданный в организационно-правовой форме акционерного общества поставщик услуг, связанных с виртуальными активами, оказывающий услуги, непосредственно способствующие централизованному или децентрализованному совершению сделок с виртуальными активами, информация о сделках и торговых сессиях которого раскрывается публично путем оповещения участников торгов о месте и времени проведения торгов, списке и котировке виртуальных активов, допущенных к торгам, результатах торговых сессий;

централизованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) – поставщик услуг, связанных с виртуальными активами, оказывающий свои услуги по совершению сделок с виртуальными активами на основе централизованного хранения виртуальных активов на своих кошельках и через смарт-контракты;

децентрализованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) – поставщик услуг, связанных с виртуальными активами, оказывающий услуги по совершению сделок с виртуальными активами на основе сети блокчейн с использованием платформы в сфере децентрализованных финансов;

листинг – процедура включения виртуальных активов в список оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), которые соответствуют специальным критериям, устанавливаемым оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей).

Иные понятия используются в значениях, определенных Законом Кыргызской Республики «О виртуальных активах».

3. Структурные подразделения оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи)

3. В структуре централизованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) в обязательном порядке должны быть следующие функциональные подразделения:

– листинга (выпуска виртуальных активов, стейблкоинов);

– торговли;

– информационных технологий и безопасности;

– клиринга и идентификации клиентов (KYC);

– внутреннего контроля (комплаенс-контроля).

4. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) вправе иметь и другие функциональные подразделения.

4. Требования, предъявляемые к оператору торгов виртуальных активов (криптобирже)

5. В случае если оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) хранит активы пользователей на своих балансах, он обязан обеспечить раздельный учет и раздельное хранение финансовых активов оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), электронных виртуальных активов, денежных средств, находящихся у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи). Совместное хранение денежных средств, виртуальных активов двух и более клиентов не допускается.

6. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан обеспечивать контроль за сделками с виртуальными активами, которые проходят через цифровые кошельки, принадлежащие оператору торгов виртуальных активов (криптобирже), в целях выявления нарушений законодательства Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов и настоящего Положения.

В случае обнаружения таких нарушений, оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) должны быть приняты меры по их прекращению и недопущению в будущем.

7. Информация о каждом факте нарушения законодательства Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов и настоящего Положения, выявленном оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) (в том числе подтверждающая то, что такой факт имел место), должна храниться оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) в течение 5 лет с даты выявления указанного факта. По запросу уполномоченного органа оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения соответствующего запроса сообщать в уполномоченный орган информацию о названных фактах.

8. При выявлении данных, указывающих на признаки преступления, оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан незамедлительно в письменной форме направить сообщение об этом преступлении в уполномоченный орган и правоохранительные органы.

9. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан обеспечить прозрачность процесса совершения и исполнения сделок в его торговой системе посредством предоставления участникам торгов виртуальными активами возможности обозревать ход этого процесса с использованием программно-технических средств.

10. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан обеспечить техническую базу для поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для совершения и исполнения сделок с виртуальными активами, в том числе торговую систему.

11. Торговая система централизованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) должна обеспечивать совершение участниками торгов всех видов сделок в соответствии с правилами торговли виртуальными активами и стейблкоинами, согласованными с уполномоченным органом.

Децентрализованные операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи) не имеют единого органа управления, управляются автоматически или полуавтоматически. При полуавтоматическом управлении решения о развитии деятельности децентрализованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) принимаются разработчиками совместно с участниками торгов.

Для торговли на площадке децентрализованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) не нужна регистрация. Децентрализованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) не получает и не хранит никаких данных о пользователях.

Торговля на площадке децентрализованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) производится путем подключения кошелька виртуальных активов. Децентрализованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) не хранит средства, соответственно ответственность за их сохранность несут только участники торгов.

12. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) должен иметь и распоряжаться программным обеспечением, которое позволяет проводить бесперебойную работу и торги на своей площадке.

13. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) должен разработать и ввести документированные правила и процедуры, регламентирующие порядок обеспечения информационной безопасности (кибербезопасности) и непрерывности деятельности, защиту прав потребителей, обработки персональных данных поставщика услуг виртуальных активов.

14. Операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи), поднадзорные уполномоченному органу, обязаны исполнять законодательство Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

15. Централизованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан получать и хранить необходимую и точную информацию об отправителе и получателе переводов виртуальных активов, незамедлительно и в защищенном режиме представлять указанную информацию в уполномоченный орган по запросу и в порядке отчетности (раскрытия информации), а также в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики по вопросам виртуальных активов и соответствующими соглашениями (договорами), отправлять/передавать вышеуказанную информацию другим операторам торгов виртуальных активов (криптобиржам), а также другим поставщикам услуг виртуальных активов или финансовому учреждению.

16. Централизованные операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи), которые выступают получателями виртуальных активов, обязаны получать и хранить информацию об отправителях переводов виртуальных активов, а также незамедлительно и в защищенном режиме представлять указанную информацию по запросу в уполномоченный орган по запросу и в порядке отчетности (раскрытие информации).

17. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан вести работу по выявлению, оценке, контролю и принятию эффективных мер по снижению собственных рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма.

18. Централизованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан проводить процедуру надлежащей проверки клиента, в том числе когда пороговая сумма разовых операций превышает сумму, эквивалентную 1000 долларов США в национальной валюте.

19. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан разработать и ввести документированные внутренние процедуры финансового мониторинга и другие процедуры, направленные на предотвращение отмывания денег, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.

20. Централизованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан разработать и ввести документированные правила обработки персональных данных с учетом требований Закона Кыргызской Республики «Об информации персонального характера».

21. Централизованному оператору торгов виртуальных активов (криптобирже) запрещается осуществление операций с виртуальными активами, по которым совершаемые сделки (операции) имеют анонимный характер.

22. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан разместить в открытом доступе размер платы за пользование услугами оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и порядок его определения, а также меры по предотвращению манипулирования ценами на площадке оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и неправомерного использования конфиденциальной информации. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) осуществляет котировки на виртуальные активы (совокупность записей в блокчейне, имеющая ценность и владельца) на основе соотношения спроса и предложения по ним. Использование виртуальных активов в противоправных целях запрещается. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) осуществляет хранение в течение пяти лет информации об операциях с виртуальными активами клиентов, а также их идентификационных данных и материалов по взаимоотношениям с клиентами, включая деловую переписку.

23. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан утвердить и согласовать с уполномоченным органом следующие внутренние документы:

– программа внутреннего контроля, правила и процедуры, соответствующие требованиям законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также прочие документы, предусмотренные законодательством в указанной сфере;

– порядок идентификации клиентов (KYC);

– описание технической характеристики оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– порядок взаимодействия оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) с банками;

– правила биржевой торговли и клиринга по сделкам с виртуальными активами;

– описание соответствующих операционных правил и технического потенциала для обеспечения предоставления информации о проведенных операциях в режиме реального времени;

– правила листинга виртуальных активов, включающие процедуры листинга иностранных виртуальных активов, выпущенных и обращающихся у иностранных операторов торгов виртуальных активов (криптобирж).

24. Минимальные требования к листингу виртуальных активов, эмитированных в Кыргызской Республике:

– прохождение процедуры регистрации виртуальных активов в уполномоченном органе;

– наличие документов, описывающих бизнес-процессы;

– наличие белой бумаги;

– прохождение аудита программного обеспечения и виртуальных активов эмитента на предмет безопасности аккредитованными структурами оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) или его соответствующим подразделением;

– раскрытие информации о бенефициарах эмитента, в соответствии с законодательством по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег.

Организаторы торгов виртуальных активов (криптобиржи) вправе устанавливать дополнительные требования к белой бумаге.

25. Минимальные требования к листингу иностранных виртуальных активов:

– прошедшие листинг и торгующиеся на площадках как минимум на двух из 20 наиболее ликвидных операторов торгов виртуальных активов (криптобирж);

– суточный объем торгов с виртуальным активом составляет не менее суммы, эквивалентной 1 миллиону долларов США;

– объем открытых заявок на покупку виртуального актива составляет не менее суммы, эквивалентной 100 000 долларов США;

– раскрытие информации о сайтах и источниках в соответствии со вторым, третьим и четвертым абзацами пункта 25 настоящего Положения на официальном сайте оператора торгов виртуальными активами (криптобиржи).

5. Особенности учета денежных средств

26. Для учета денежных средств клиентов оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) открывает счета в расчетном банке, отвечающие требованиям по предотвращению легализации (отмыванию) денег и финансированию терроризма.

27. Во внутренней системе клиринга оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) открывает и обслуживает счета для учета денежных средств клиентов, на которые зачисляются или списываются денежные средства в соответствии с поступлением или снятием на/с соответствующий(его) счет(а) в расчетном банке и проведенными операциями с виртуальными активами.

28. Перемещение денежных средств по счетам осуществляется на основании поручений клиентов или вследствие выполнения обязательств депонента по совершенным операциям по виртуальным активам. Исполнение поручений депонентов на перевод денежных средств должно осуществляться в срок не более трех банковских дней.

6. Порядок хранения и защиты данных (информации)

29. Централизованный оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан:

– обеспечить хранение информации о каждой сделке с виртуальными активами, совершенной через оператора торгов виртуальных активов (криптобиржу), не менее 5 лет;

– осуществлять резервное копирование всех данных о совершенных клиентами сделках (операциях) с виртуальными активами по завершении каждого календарного дня;

– обеспечивать исполнение заявок клиентов на совершение сделок (операций) с виртуальными активами в соответствии с требованиями настоящего Положения при наличии возможности исполнить такие заявки (в том числе при наличии встречных заявок, размещенных в электронной торговой системе оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– принимать меры по обеспечению знаний работниками оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и лицами, привлеченными им по гражданско-правовым договорам, которые непосредственно вовлечены в осуществление деятельности оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), законодательства Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов, его внутренних нормативных правовых актов, а также настоящего Положения;

– обеспечить осуществление клиентом подтверждения своих распоряжений оператору торгов виртуальных активов (криптобиржи) на возврат (передачу) клиенту находящихся у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) активов, а также при необходимости иных распоряжений и других действий клиента (путем применения клиентом кода, направленного ему на его абонентский номер сотовой подвижной электросвязи;

– обеспечить защиту базы данных оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) от ошибок и несанкционированного доступа, включая:

1) порядок доступа к базам данных оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), в том числе установление ограничений к несанкционированному доступу к базам данных оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

2) использование паролей и других средств, ограничивающих доступ к базам данных оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

3) описание мер, принимаемых оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) и участниками торгов, направленных на предотвращение сбоев и ошибок в работе торговой системы оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

4) описание систем, обеспечивающих сохранность информации, а также дублирующих систем оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи).

7. Требования к учредителям/акционерам и должностным лицам оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи)

30. Учредители/акционеры и должностные лица оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) должны отвечать следующим требованиям:

– не должны иметь непогашенную или неснятую судимость, в том числе в других государствах;

– в течение одного года перед назначением на должность должностного лица оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) не привлекались к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с деятельностью на финансовом рынке;

– в прошлом не являлись руководящим работником организации, признанной банкротом или подвергнутой консервации, санации или принудительной ликвидации во время пребывания данного лица в должности члена (председателя) совета директоров, исполнительного органа и контрольно-ревизионного органа данной организации. Настоящее условие применяется к лицам, которые являлись руководящими работниками такой организации, не более чем за один год до возникновения одного из указанных событий, и действует в течение 3-х лет после его возникновения;

– постоянно не проживают в оффшорной зоне (для физического лица), не являются резидентами, зарегистрированными в оффшорной зоне (для юридического лица);

– не имеют счетов в банках, расположенных в оффшорной зоне (для физического и юридического лица);

– акционер/участник/учредитель является физическим лицом, постоянно не проживающим в оффшорной зоне (для юридического лица);

– не включены в санкционный перечень, определенный законодательством в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, а также противодействия финансированию экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (для физического и юридического лица);

– не имеется негативной информации на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических и психотропных средств, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Кыргызской Республики, а также не имеется негативных сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций (для физического и юридического лица);

– не являются политическими партиями, профсоюзами и религиозными организациями;

– не имеют неисполненное судебное решение по уплате своих финансовых обязательств.

31. Одна треть состава совета директоров и коллегиального исполнительного органа, а также единоличный исполнительный орган избираются из числа резидентов Кыргызской Республики.

8. Сделки и услуги оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи)

32. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) вправе:

– организовывать сделки, направленные на размещение виртуальных активов в соответствии с настоящим Положением и внутренними документами оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– совершать сделки, направленные на размещение собственных виртуальных активов, при которых оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) выступает стороной сделки (продавец).

33. Совершать сделки, направленные на размещение виртуальных активов, при которых оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) реализует размещаемые виртуальные активы (как сторона сделки (продавец) в интересах эмитента виртуальных активов.

Данные сделки должны совершаться оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) на основании соответствующих договоров, заключенных между участвующими сторонами.

34. Сделки, указанные в пунктах 32 и 33, организовываются (совершаются) в соответствии с настоящим Положением и внутренними документами оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи).

35. На территории Кыргызской Республики, в том числе у оператора торгов виртуальными активами (криптобиржи), запрещается совершение сделок с виртуальными активами, не прошедшими государственную регистрацию выпуска виртуальных активов в уполномоченном органе, за исключением включенных в листинг у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) иностранных виртуальных активов, выпущенных и обращающихся у иностранных операторов торгов виртуальных активов (криптобирж).

36. Иностранные виртуальные активы, выпущенные их эмитентами и обращающиеся за пределами Кыргызской Республики, в том числе обращающиеся у иностранных операторов торгов виртуальных активов (криптобирж), могут обращаться на территории Кыргызской Республики через оператора торгов виртуальных активов (криптобиржу) после прохождения процедуры листинга для иностранных виртуальных активов у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи).

37. Эмитент размещаемых биржевых активов должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему согласно настоящему Положению и внутренним документам оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), определяющим порядок оказания услуг, связанных с созданием и размещением виртуальных активов, в том числе требованиям к информационной безопасности (кибербезопасности) деятельности эмитента виртуальных активов.

38. Оператору торгов виртуальных активов (криптобирже) должен быть представлен утвержденный руководителем эмитента оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) документ «Белая бумага», соответствующий требованиям к его содержанию внутренних документов оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи).

39. Размещение виртуальных активов у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), в основе которых лежит принцип полной анонимности совершаемых с ними сделок, не допускается.

9. Услуги обмена между виртуальными активами

40. Услугами обмена между виртуальными активами признается обмен одного или нескольких видов (форм) виртуальных активов на другие виды виртуальных активов.

41. Не считается предоставлением услуг обмена между виртуальными активами деятельность по обмену, осуществляемая участниками рынка виртуальных активов в собственных интересах.

10. Услуги перевода виртуальных активов

42. Услугами перевода виртуальных активов признается перевод (перемещение) виртуальных активов от имени и в интересах клиента самим оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей) или через другого поставщика услуг виртуальных активов (в том числе другого оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи). В случае отсутствия технической возможности у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) по контролю всего процесса перевода (перемещения) виртуальных активов, такая деятельность не признается деятельностью по оказанию услуг по переводу (перемещению) виртуальных активов.

43. Предоставлением услуг перевода виртуальных активов не считается любая сопутствующая деятельность, связанная с обеспечением процесса или части процесса перевода, если поставщик таких услуг не может непосредственно влиять, принимать решения и контролировать осуществление перевода виртуальных активов.

11. Перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования конфиденциальной информации

44. Перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования конфиденциальной информации, должен включать:

– описание систем контроля за соблюдением запрета на неправомерное использование или передачу третьим лицам работниками и должностными лицами оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) информации, являющейся конфиденциальной;

– порядок доступа к текущей информации о ходе торгов через оператора торгов виртуальных активов (криптобиржу), должностных лиц и работников оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– меры ответственности работников и должностных лиц оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) за действия, повлекшие неправомерное использование конфиденциальной информации.

45. Должностные лица централизованного оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и уполномоченного органа обязаны соблюдать установленные законодательством Кыргызской Республики требования к использованию конфиденциальной информации.

46. Должностные лица и работники оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) не вправе использовать в личных целях и (или) передавать другим не уполномоченным на то лицам информацию об участниках торгов, совершаемых ими сделках и иную конфиденциальную информацию, за исключением уполномоченного органа.

47. В рекламе и на сайте оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) должно быть размещено предупреждение о рисках, которым подвергаются лица, приобретающие виртуальные активы, в котором указано, что виртуальные активы не являются средством платежа, не обеспечиваются государством и приобретение виртуальных активов может привести к полной потере денежных средств и иных объектов гражданских прав, переданных в обмен на виртуальные активы.

12. Уставный капитал

48. Уставный капитал оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) должен быть сформирован только в национальной валюте Кыргызской Республики, в безналичной форме, исключительно за счет денежных средств учредителей. Минимальный размер уставного капитала для оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) устанавливается в размере 100 000 000 (сто миллионов) сомов.

49. Основу капитала оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала входит только такой уставный капитал, по которому юридическое лицо, осуществляющее услуги виртуальных активов, не имеет обязательств по возврату средств.

50. В случае принятия решения об изменении размера уставного капитала оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) должен предоставить в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты принятия решения в уполномоченный орган копию соответствующего решения органа управления юридического лица (либо оригинал выписки из такого решения), заверенную в установленном законодательством порядке.

13. Порядок лицензирования

51. Для получения лицензии на ведение деятельности в качестве поставщика услуг виртуальных активов, осуществляемой оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей), юридическое лицо представляет в уполномоченный орган следующие документы в одном экземпляре на государственном или официальном языках:

1) заявление о выдаче лицензии, составленное по форме в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению, с печатью и подписью руководителя юридического лица;

2) копии учредительных документов юридического лица: устава и учредительного договора (при наличии более одного учредителя/акционера), а также копии свидетельства о государственной регистрации/перерегистрации, решения о создании юридического лица, о размере уставного капитала, об избрании совета директоров (при наличии) и исполнительных органов управления, заверенные печатью и подписью руководителя юридического лица; копии документов, удостоверяющих личность руководителей, учредителей и бенефициарных владельцев юридического лица;

3) свидетельство о государственной регистрации/перерегистрации, а также финансовая отчетность на последнюю отчетную дату, переданная в налоговые органы, заверенные печатью и подписью руководителя юридического лица;

4) заполненные и подписанные учредителями/акционерами анкеты по форме согласно приложениям 2 и 3 к настоящему Положению либо сканированные копии заполненных анкет с последующим предоставлением оригинала;

5) сведения, содержащие следующую информацию:

– схематическое изображение структуры собственности заявителя, которое позволяет установить конечных бенефициарных владельцев заявителя;

– информация о владельцах пяти и более процентов акций в капитале заявителя, содержащая идентификационные данные таких лиц, количество и процент акций в капитале, которыми обладает каждый такой участник (акционер);

– данные о деловой репутации и профессиональном опыте должностных лиц – руководителей заявителя, о деловой репутации заявителя;

6) бизнес-план (технико-экономическое обоснование), содержащий как минимум:

– определение целей при оказании услуг, связанных с виртуальными активами;

– прогнозные расчеты экономических результатов, ожидаемых от оказания данных услуг, как минимум на 3 (три) года;

7) копия договора на открытие расчетного счета в банке для хранения и использования денежных средств от населения и от своих агентов за оказание услуг, связанных с виртуальными активами, а также отдельного счета для хозяйственной деятельности юридического лица;

8) документ, подтверждающий внесение денежных средств в качестве уставного капитала, согласно настоящему Положению;

9) копии внутренних документов юридического лица, правила работы оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) (документы должны быть прошиты, пронумерованы и заверены печатью и подписью руководителя юридического лица), предусматривающие:

– наличие функционирующей платформы, размещенной на основном и запасном серверах;

– наличие основных политик, положений и процедур оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– наличие системы внутреннего контроля, технических, информационных, технологических мер защиты поставщика услуг виртуальных активов;

– наличие правил и процедур, регламентирующих порядок обеспечения информационной безопасности (кибербезопасности) и непрерывности деятельности, обработки персональных данных поставщика услуг виртуальных активов и защиту прав потребителей;

– порядок проведения претензионной работы;

– порядок возврата денежных средств клиентам;

– порядок взаимных расчетов участников оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) при заключении сделок;

– порядок движения денежных средств, проходящих через агентов;

– порядок действий при возникновении нештатных ситуаций;

– детальное описание механизмов по управлению справочниками отправителей и получателей по проверке клиентов по международному и национальному перечням лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности или распространению оружия массового уничтожения;

– правила листинга виртуальных активов, включающие процедуры листинга иностранных виртуальных активов, выпущенных и обращающихся у иностранных операторов торгов виртуальных активов (криптобирж);

9) доверенность за подписью руководителя или иного уполномоченного лица в соответствии с учредительными документами, с оттиском печати, выданная представителю на получение лицензии, в случае если от имени юридического лица действует представитель по доверенности;

10) копии документов учредителя/акционера – физического лица резидента/нерезидента Кыргызской Республики:

– паспорта (копия ID–паспорта для резидента, для нерезидента – копия паспорта гражданина иностранного государства);

– справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и/или копия декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица – нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения;

11) акт установки и введения в промышленную эксплуатацию платформы, размещенной на серверах, один из которых (основной сервер) должен находиться на территории Кыргызской Республики, а другой (запасной сервер) в целях защиты программного обеспечения и защиты от кибератак – на территории иностранного государства.

52. Срок рассмотрения представленных документов для получения лицензии на ведение деятельности в качестве поставщика услуг виртуальных активов, осуществляемой оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей), составляет 30 (тридцать) календарных дней.

53. В период рассмотрения пакета документов для получения лицензии уполномоченный орган вправе провести предварительную проверку. Предварительная проверка включает проверку работоспособности автоматизированных систем и соответствия представленных документов юридического лица требованиям настоящего Положения. Юридическое лицо обязано оказывать содействие в проведении предварительной проверки (предоставление доступа в помещение, к системе и документам, консультации с работниками и т.д.). Срок предварительной проверки не должен превышать 10 (десяти) рабочих дней, которые включаются в сроки, указанные в пункте 52 настоящего Положения.

54. В случае если документы не соответствуют требованиям, установленным настоящим Положением, и/или представлен неполный пакет документов, заявитель должен представить дополнительные документы в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня получения письменного уведомления уполномоченного органа. При этом уполномоченный орган обязан указать конкретные причины отказа и срок, достаточный для того, чтобы юридическое лицо, устранив указанные причины, могло представить документы для повторного рассмотрения.

Документы могут быть представлены по электронной почте с последующим предоставлением оригиналов документов. При этом срок рассмотрения уполномоченным органом заявления и документов исчисляется в пределах общего срока, указанного в пункте 52 настоящего Положения.

55. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

– представление юридическим лицом ненадлежащим образом оформленных документов;

– представление документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, или не в полном объеме более 3 (трех) раз либо с нарушением установленных сроков;

– наличие в документах, представленных юридическим лицом, недостоверных или искаженных сведений;

– несоответствие юридического лица требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением;

– наличие решения суда, запрещающего заявителю заниматься данным видом деятельности;

– результаты предварительной проверки, подтверждающие неработоспособность автоматизированных систем и/или несоответствие документов заявителя требованиям нормативных правовых актов в сфере виртуальных активов и настоящего Положения;

– невнесение государственной пошлины за выдачу лицензии.

Отказ в выдаче лицензии по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи лицензии, не допускается.

56. Юридическое лицо имеет право обжаловать решение уполномоченного органа об отказе в выдаче лицензии, а также действие (бездействие) должностного лица уполномоченного органа, в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

57. Повторная подача заявления и документов на получение лицензии допускается по истечении 6 (шести) месяцев со дня официального отказа в рассмотрении документов.

Повторная подача заявления и документов на получение лицензии допускается только при устранении недостатков и замечаний, указанных уполномоченным органом при первичном рассмотрении документов. В случае неустранения замечаний, указанных уполномоченным органом при первичном рассмотрении документов, уполномоченный орган вправе отказать в рассмотрении документов без повторного направления на доработку документов в течение

15 рабочих дней с даты их поступления в уполномоченный орган. При повторном рассмотрении заявления юридического лица не допускается отказ в выдаче лицензии по новым основаниям, ранее не указанным в уведомлении об отказе в выдаче лицензии.

58. Операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи) несут ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики, за достоверность сведений, представленных в уполномоченный орган для получения лицензии, а также за своевременность уведомления уполномоченного органа об изменениях в сведениях.

59. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии оформляется соответствующим актом уполномоченного органа с уведомлением о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии заявителя в письменной форме.

60. Лицензия на право осуществления деятельности поставщика услуг виртуальных активов, предоставляемая оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей), оформляется в трех дневный срок после представления юридическим лицом документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выдачу лицензии. В случае если юридическое лицо в течение трех месяцев с момента получения уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не представил уполномоченному органу документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, уполномоченный орган принимает решение об аннулировании лицензии.

61. Выдача лицензии уполномоченному лицу заявителя осуществляется при предъявлении доверенности и документов, удостоверяющих его личность, а также документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за выдачу лицензии. Представленная доверенность на получение лицензии от уполномоченного лица хранится в уполномоченном органе.

62. В случае перерегистрации юридического лица в установленном законодательстве порядке юридическое лицо или его правопреемник обязан в месячный срок после прохождения перерегистрации подать заявление в уполномоченный орган о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

63. До переоформления лицензии оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии. Переоформление лицензии осуществляется в 5 рабочих дней со дня получения заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.

64. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии уполномоченным органом по заявлению оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) выдается ее дубликат в течение пяти рабочих дней со дня его получения.

65. Сведения о выдаче, переоформлении, о выдаче дубликата, приостановлении, аннулировании и отзыве лицензии заносятся в Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж), который ведется уполномоченным органом.

66. Лицензия, выданная уполномоченным органом, прекращает свое действие в случае:

– ликвидации юридического лица;

– отзыва лицензии у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи);

– добровольного прекращения осуществления лицензируемого вида деятельности;

– вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии;

– исключения отдельного вида деятельности из перечня лицензируемых видов деятельности;

– неосуществления деятельности в качестве поставщика услуг виртуальных активов более 12 месяцев с момента выдачи лицензии.

67. В случае принятия решения о ликвидации/добровольном прекращении деятельности юридическое лицо должно в течение

15 рабочих дней со дня принятия решения предоставить заявление о прекращении деятельности и оригинал лицензии в уполномоченный орган с указанием причины и приложением копий соответствующих решений органа управления юридического лица.

68. В случае отзыва лицензии оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан:

1) в установленные уполномоченным органом сроки завершить платежи перед участниками оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) и немедленно прекратить лицензируемый вид деятельности;

2) в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отзыве лицензии сдать лицензию в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган публикует информацию о прекращении действия лицензии в средствах массовой информации и на своем официальном сайте.

14. Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж)

69. Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) является электронной базой данных, в которую вносится информация, необходимая для выполнения функций регулирования и надзора за деятельностью операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) уполномоченным органом.

70. Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) подлежит обязательному размещению на официальном сайте уполномоченного органа, является открытым и доступным для ознакомления заинтересованных лиц со сведениями, содержащимися в нем, за исключением сведений ограниченного доступа в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об информации персонального характера».

71. Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) должен содержать следующие основные сведения:

– полное наименование и адрес уполномоченного органа;

– информация об операторе торгов виртуальных активов (криптобирже) (полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, его местонахождение, юридический адрес, идентификационный номер налогоплательщика, сведения об органах его управления, контактные данные, данные веб-сайта);

– дата регистрации/перерегистрации и регистрационный номер;

– основание и дата исключения из Реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж).

72. Регистрация операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) в Реестре операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) осуществляется в день принятия решения о выдаче лицензии.

73. Операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи) обязаны уведомлять уполномоченный орган об изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению на выдачу лицензии, не являющихся основанием для перерегистрации лицензии. Уведомление предоставляется в письменной форме не позднее

10 (десяти) рабочих дней после возникновения изменений вместе с оригиналами документов или их копиями (с представлением оригиналов для сверки), подтверждающими указанные изменения. Уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в Реестр операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) в течение 3 рабочих дней с даты поступления уведомления.

74. Операторы торгов виртуальных активов (криптобиржи) исключаются из Реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) в случае аннулирования лицензии.

75. Исключение оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) из Реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) производится в день принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия лицензии.

76. Решение о прекращении действия лицензии оформляется соответствующим актом уполномоченного органа с уведомлением об исключении из Реестра операторов торгов виртуальных активов (криптобирж) оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) в письменной форме.

77. Решение уполномоченного органа о прекращении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Законом Кыргызской Республики «Об основах административной деятельности и административных процедурах».

15. Требования к документам, предоставляемым в уполномоченный орган

78. Все документы, предоставляемые в уполномоченный орган в соответствии с настоящим Положением и содержащие более одного листа, должны быть описаны полистно, прошиты, пронумерованы, подписаны и заверены печатью и подписью руководителя юридического лица.

79. Копии документов, предоставляемые в уполномоченный орган в соответствии с настоящим Положением, должны быть заверены печатью и подписью руководителя юридического лица/иного лица на основании доверенности.

80. Документы, предоставленные иностранными учредителями/акционерами, должны быть легализованы или апостилированы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Документы, предоставленные на иностранном языке, должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки Кыргызской Республики.

81. Вместе с предоставлением предусмотренных настоящим Положением документов оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа)/ акционер – физическое лицо должны предоставить согласие на сбор и обработку персональных данных в соответствии с Приложением 4 к настоящему Положению в отношении лиц, чьи персональные данные предоставляются в уполномоченный орган. Непредставление указанного выше согласия является основанием для отказа в рассмотрении предоставленных документов, в том числе должностных лиц поставщика услуг виртуальных активов.

82. В случае отзыва заявления и документов на получение лицензии либо при отказе в выдаче лицензии или отзыве ранее полученной лицензии в рамках настоящего Положения документы, предоставленные в уполномоченный орган, и их копии заявителю не возвращаются.

16. Порядок допуска к торгам, проводимым оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей), резидентов Кыргызской Республики

83. Физическое лицо Кыргызской Республики допускается к торгам, проводимым оператором торгов виртуальных активов (криптобиржей), только при наличии квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов, выданного уполномоченным органом. Для юридического лица – при наличии у руководителя организации, должностных лиц, уполномоченных осуществлять деятельность у оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов.

84. Физические лица, претендующие на получение квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов (далее – претенденты), представляют в уполномоченный орган следующие документы путем их сдачи в уполномоченный орган:

– заявление установленного образца, подписанное собственноручно согласно приложению 5 к настоящему Положению;

– оригинал анкеты кандидата на получение квалификационного свидетельства установленного образца согласно приложению 9 к настоящему Положению;

– копия диплома о высшем образовании с приложением (нотариально удостоверенная);

– копия паспорта (нотариально удостоверенная);

– документ, свидетельствующий об отсутствии судимости, выданный уполномоченным государственным органом;

– две цветные фотографии (размер 3x4 см);

– квитанция об оплате сбора за выдачу квалификационного свидетельства.

Заявление регистрируется после представления полного пакета необходимых документов. Прием документов прекращается за 5 рабочих дней до начала квалификационной аттестации.

Ответственность за достоверность сведений в документах, поданных на рассмотрение, несет претендент.

Все документы должны быть скреплены в скоросшивателе, на лицевой стороне которого указывается фамилия, имя и отчество претендента.

Допуск к квалификационной аттестации осуществляет аттестационная комиссия.

Списки допущенных к квалификационной аттестации претендентов утверждаются аттестационной комиссией не позднее чем за два рабочих дня до начала квалификационной аттестации. Претенденты заранее уведомляются о допуске или об отказе в допуске к квалификационной аттестации путем смс-уведомления или звонка.

Основанием для отказа физическим лицам в получении квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов являются:

– выявление несоответствующей или недостоверной информации в представленных претендентом документах;

– представление неполного пакета документов;

– наличие судимости за совершение преступления, которая не погашена в установленном законом порядке.

Для проведения квалификационной аттестации физических лиц, желающих получить квалификационное свидетельство квалифицированного инвестора виртуальных активов, а также для рассмотрения поступивших апелляций приказом руководителя уполномоченного органа создаются аттестационная и апелляционная комиссии.

85. Аттестационная комиссия состоит из пяти членов и ответственного секретаря.

Председатель аттестационной комиссии и два члена назначаются руководителем уполномоченного органа на постоянной основе из числа представителей уполномоченного органа.

Два члена аттестационной комиссии избираются из числа представителей оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) на срок не более одного года.

Подготовка заседания аттестационной комиссии и ведение делопроизводства осуществляется ответственным секретарем.

Аттестационная комиссия:

– разрабатывает и утверждает программу квалификационной аттестации (далее – программа), которая включает перечень вопросов и ответов, используемых при подготовке аттестационных заданий;

– вносит изменения и дополнения в программу с учетом изменения нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

– на основе утвержденной программы готовит содержание аттестационных заданий (тестов и задач), варианты ответов на них;

– вносит разработанные и утвержденные аттестационные задания с ответами на электронном носителе в электронную программу для дальнейшего проведения электронной квалификационной аттестации;

– разрабатывает и применяет процедуру кодирования аттестационного задания и аттестационного листа претендента для обеспечения анонимности при осуществлении проверки и оценки результатов аттестации;

– осуществляет по итогам проведенной аттестации проверку аттестационных заданий претендентов.

Заседания аттестационной комиссии являются правомочными, если на них присутствуют не менее трех членов аттестационной комиссии. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя аттестационной комиссии.

Заседания аттестационной комиссии и принятые на них решения оформляются протоколами, которые подписываются присутствовавшими членами аттестационной комиссии. Для записи обсуждаемых на заседании аттестационной комиссии вопросов могут использоваться технические средства записи.

Содержание аттестационных заданий должно пересматриваться перед каждой аттестацией с учетом внесенных изменений и дополнений в программу и нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

При письменной аттестации аттестационные задания с ответами, разработанные и утвержденные аттестационной комиссией, запечатывают в конверт. Каждый член аттестационной комиссии расписывается на стыке склеивания конверта. Конверт хранится у председателя аттестационной комиссии и вскрывается аттестационной комиссией в момент начала проверки выполненных аттестационных заданий претендентов.

Члены аттестационной комиссии должны сохранять конфиденциальность при рассмотрении аттестационных заданий.

Аттестационная комиссия по окончании проверки идентифицирует коды аттестационных листов согласно приложению 6 к настоящему Положению и аттестационных заданий согласно приложению 7 к настоящему Положению претендентов.

Результаты аттестации оформляются протоколом аттестационной комиссии согласно приложению 8 к настоящему Положению.

86. Квалификационная аттестация является средством выявления степени знаний лиц, претендующих на получение квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов, и состоит в выполнении письменного или электронного аттестационного задания в форме тестирования, письменных или электронных вопросов и решения задач.

Квалификационная аттестация проводится один раз в полгода.

Претенденты допускаются к квалификационной аттестации при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Претендент, не явившийся на квалификационную аттестацию по уважительной причине, может пройти ее в соответствии с очередным графиком проведения квалификационной аттестации при условии предоставления соответствующего заявления и обновления необходимых документов.

Аттестационные задания разрабатываются на основе программы и состоят из 100 вопросов.

Выдача квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов осуществляется при условии положительно выполненных аттестационных заданий аттестации.

Положительным прохождением аттестации считается наличие верных ответов на не менее 75 процентов вопросов по каждому из разделов.

Перед началом письменной аттестации претендентам раздаются аттестационные листы и аттестационные задания. По истечении времени, отведенного на проведение квалификационной аттестации, претенденты обязаны сдать ответственному лицу заполненные аттестационные листы и выполненные аттестационные задания. На аттестационном листе и аттестационном задании претендента проставляются идентификационные коды.

Аттестационные листы всех претендентов запечатываются ответственным секретарем отдельно в конверт, а выполненное каждое аттестационное задание аттестационной комиссией в другие конверты.

Перед началом электронной аттестации претендентам раздаются логин и пароль от программы.

При проведении квалификационной аттестации запрещается пользоваться нормативными правовыми актами, справочной и специальной литературой, средствами мобильной связи, переписывать, копировать аттестационные задания и варианты ответов на них, делать любые посторонние надписи либо пометки как на лицевой, так и оборотной стороне аттестационных заданий, вести переговоры с другими претендентами.

Окончательный ответ на аттестационное задание должен быть округлен ручкой, а не карандашом. Запрещается исправлять округленный ручкой ответ.

Продолжительность времени для выполнения аттестационного задания по одному разделу составляет не более 1 часа 40 минут.

Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не прошедшими квалификационную аттестацию.

Опоздавшие претенденты допускаются к квалификационной аттестации лишь в течение первых 20 минут. Для опоздавших претендентов время сдачи не продлевается.

Выполненные аттестационные задания и их аттестационные листы хранятся в уполномоченном органе.

87. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии претендент вправе подать заявление об апелляции в течение

5 календарных дней с момента объявления результатов квалификационной аттестации. Аргументированное заявление об апелляции представляется претендентом в письменной форме с момента ознакомления с выполненным аттестационным заданием, с которым разрешается ознакомиться индивидуально только один раз. Претенденту, подавшему заявление об апелляции, запрещается переписывать аттестационные задания и варианты ответов, копировать их и уносить.

Апелляционная комиссия состоит из пяти членов и ответственного секретаря. Одним из членов апелляционной комиссии должен быть председатель аттестационной комиссии.

Председатель апелляционной комиссии и два члена назначаются на постоянной основе из числа представителей уполномоченного органа.

Два члена апелляционной комиссии избираются из числа представителей оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи) на срок не более одного года.

Подготовка заседания апелляционной комиссии и ведение делопроизводства осуществляются ответственным секретарем.

Заседания апелляционной комиссии проводятся в присутствии не менее трех ее членов и претендента.

Апелляционная комиссия должна рассмотреть заявление об апелляции в месячный срок.

Апелляционная комиссия:

– рассматривает поступившие заявления об апелляции;

– по итогам рассмотрения заявлений об апелляции принимает решение о результатах аттестации и рассмотрения апелляционного заявления.

День проведения заседания апелляционной комиссии сообщается претенденту, подавшему заявление об апелляции, не позднее чем за два календарных дня до заседания. В случае отсутствия претендента без информирования апелляционной комиссии, который был уведомлен о предстоящем заседании апелляционной комиссии, решение может быть принято в его отсутствие.

Результаты рассмотрения апелляции сообщаются претенденту в пятидневный календарный срок.

Повторная апелляция к рассмотрению не принимается.

В случае несогласия претендента с решением апелляционной комиссии данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

88. Результаты при письменной аттестации объявляются претендентам не позднее месячного срока после ее проведения и размещаются на доске объявлений уполномоченного органа.

При электронной аттестации претендентов результаты аттестации объявляются претендентам сразу же после завершения тестирования.

Документы, представленные для участия в квалификационной аттестации, а также выполненные аттестационные задания претендентам не возвращаются и хранятся в течение трех лет, по истечении которых вышеуказанные документы и задания уничтожаются по акту.

89. Аттестационная комиссия принимает решение о выдаче квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов по результатам проведенной квалификационной аттестации.

Квалификационное свидетельство подписывается председателем аттестационной комиссии и выдается в течение трех рабочих дней со дня принятия аттестационной комиссией решения о его выдаче и внесении записи в государственный реестр выданных квалификационных свидетельств квалифицированного инвестора виртуальных активов.

Квалификационное свидетельство квалифицированного инвестора виртуальных активов является бессрочным.

Замена квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов производится в случае изменения анкетных данных лица, получившего квалификационное свидетельство.

В случае утери или порчи подлинного экземпляра квалификационного свидетельства квалифицированный инвестор виртуальных активов подает заявление в аттестационную комиссию о выдаче дубликата.

Замена квалификационного свидетельства и выдача дубликата осуществляется уполномоченным органом в течение одного месяца со дня подачи соответствующего заявления. Плата за выдачу дубликата и замену квалификационного свидетельства квалифицированного инвестора виртуальных активов не взимается.

17. Учет и отчетность оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи)

90. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан ежеквартально представлять в уполномоченный государственный орган финансовую отчетность, составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Полный комплект финансовой отчетности включает:

– отчет о финансовом положении на дату окончания периода;

– отчет о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата за период;

– отчет об изменениях в собственном капитале за период;

– отчет о денежных потоках за период;

– примечания, состоящие из основных положений учетной политики и прочей пояснительной информации.

91. Оператор торгов виртуальных активов (криптобиржа) обязан представлять в уполномоченный государственный орган оперативную отчетность, включающую сведения о случаях:

– выявления нарушений участником торгов законодательства Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов.

В сведениях обо всех выявленных нарушениях участника торгов должны быть изложены факты и обстоятельства нарушения с обязательным приложением материалов, касающихся выявленного нарушения. Указанные сведения, заверенные подписью уполномоченного лица оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), должны быть направлены в уполномоченный государственный орган в электронной форме в течение 1 рабочего дня после обнаружения факта нарушения.

– сбоев в торговой системе оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), заверенные подписью уполномоченного лица оператора торгов виртуальных активов (криптобиржи), должны быть направлены в уполномоченный орган в электронной форме в течение 6 часов после факта сбоя.


Ссылка на новость: https://kant.kg/2022-09-28/kak-budut-funkczionirovat-kriptobirzhi-v-kyrgyzstane/


 
Новость прочитана 310 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!