Министерство финансов выносит на общественное обсуждение проектов нормативно-правового актов
Речь идет о:
- проекте постановления Кабинета министров «Об утверждении Порядка аккумулирования и управления на депозитном счете денежных средств, поступающих от поставщиков (подрядчиков), участвующих в государственных закупках закупающих организаций в виде гарантийного обеспечения исполнения договора».
- проект постановления Кабинета министров «Об утверждении Порядка проведения электронных государственных закупок».
Основной целью разработанного проекта Постановления является утверждение Порядка проведения электронных государственных закупок, предусматривающий объединение нормативных правовых актов в сфере государственных закупок в единый документ.
Ранее нормативные правовые акты состояли из 14 документов, где имелись противоречия между некоторыми актами.
Разработанный данный проект является единым Порядком, включающий следующие главы:
Порядок проведения электронных государственных закупок товаров, работ и услуг;
Порядок проведения государственных закупок товаров, работ и услуг посредством электронного каталога веб-портала;
Порядок проведения электронных государственных закупок консультационных услуг;
Централизованные закупки;
Предквалификационные процедуры;
Порядок заключения рамочного соглашения;
Администрирование контрактов;
Порядок обжалования.
В Порядке проведения электронных государственных закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг более подробно описаны:
-каждый этап государственных закупок, начиная с организационной структуры закупающей организации,
-порядок проведения электронных государственных закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг,
-планирование закупок и формирование плана,
-мониторинг рынка, выбор метода закупок,
-разработка технической спецификации, формирования документации о закупке и публикация объявления о закупке,
-окончательный срок предоставления предложений,
-вскрытие поступивших предложений,
-оценка поступивших предложений,
-отмена закупки,
-признание закупки состоявшейся или несостоявшейся,
-уведомление о присуждении контракта, заключение контракта в электронном формате,
-проведение закупок методом из одного источника,
- также порядок обжалования и рассмотрения жалоб и обращений.
Подробно описаны особенности планирования государственных закупок товаров, работ, услуг и консультационных услуг, так, как именно от планирования закупок зависит своевременное и качественное обеспечение государственных нужд.
Разработчики считают, что в настоящее время многие закупающие организации при определении потребности не учитывают остаток товаров на начало года из–за отсутствия установленных норм расходов, проводят необоснованные закупки, не качественно разрабатывают технические спецификации закупаемых товаров, что приводит закупку к не качественной поставке товаров.
«Без разработанного проекта, без проведения экспертизы, проводят закупку на новое строительство. Механизм проведения мониторинга рынка позволит закупающим организациям при планировании и при проведении закупок указывать реальные цены на товары, что позволит исключить риски закупки по высокой цене», - говорится в справке-обосновании.
В данном Порядке расписан выбор метода закупок, что позволит закупающей организации своевременно обеспечить товарами.
Описанные принципы формирования документов о закупке позволят дифференцировать установление требований к закупаемому предмету закупок, квалификационных и специальных требований, критериев оценки, правильно устанавливать «особые условия контракта».
В Порядке проведения электронных государственных закупок товаров, работ и услуг посредством электронного каталога веб-портала расписаны правила размещения товаров в Электронный каталог поставщиками, функции уполномоченного органа по включению предложений поставщиков в электронный каталог, и правила закупки закупающими организациями/Агентом через электронный каталог, что позволит закупающим организациям/Агенту своевременно обеспечить государственные нужды прозрачно, в короткие сроки.
Из-за отсутствия финансирования закупки консультационных услуг до 2021 года на веб-портале государственных закупок не был разработан функционал «консультационных услуг».
В связи тем что Министерство здравоохранения подписало соглашение о реализации Программы основанные на результатах в соответствии с законом Кыргызской Республики «О государственных закупках», в 2021 году на веб-портале разработана функция закупок консультационных услуг, и индивидуальных консультантов.
Разработанный Порядок проведения консультационных услуг описывает все этапы закупок консультационных услуг, начиная с разработки Технического задания, составления сметы расходов и определения бюджета закупки, подготовки информации о закупке, процедуры проведения и составления короткого списка, разработки документов о закупке, подача Технических и финансовых предложений, оценка и сравнения предложений, уведомление и размещение результатов оценки, проведение переговоров с победителями и заключения контрактов, что окажет помощь специалистам по закупке закупающей организации/Агента при закупке консультационных услуг.
Связи с внесением в закон о централизованных закупок, в Порядке проведения централизованных закупок подробно описаны механизмы проведения централизованных закупок Агентом, и взаимоотношение Агента, с закупающими организациями, и Уполномоченным государственным органом по государственным закупкам при проведении централизованных закупок. Проведение централизованных торгов приведет к снижению цен, повышению качества закупок.
При проведении нового строительства, выполнение предквалификационных процедур позволит допустить на основную закупку только квалифицированных поставщиков Для улучшения закупок на новое строительство, разработан Порядок проведения предквалификационного отбора.
В мировой практике рамочное соглашение используется в закупках, в которых не определен объем, или могут понадобится в срочном порядке . В Законе Кыргызской Республики «О государственных закупках» редакции 2015 года было предусмотрено закрытая форма рамочного соглашения. Новая редакция Закона о государственных закупках предусматривает также и открытую форму рамочного соглашения. Порядок заключения рамочного соглашения позволит закупающим организациям заранее быть готовым к обеспечению предметами закупок.
С 2020 года закон требует раскрытия информации после заключения контракта. Но на практике закупающая организация должна полностью разместить на веб-портале информацию о результатах исполнения контрактов. Описанные механизмы администрирования контрактов повысят ответственность сторон контрактов, и со стороны закупающей организации/Агента и поставщиков, консультантов.
Также проектом Порядка предусматривается порядок обжалования действий (бездействий) как самих закупающих организаций/Агента, так и поставщиков и консультантов. Так, например, согласно статье 43 Закона, жалоба может быть подана на метод государственных закупок; на условия документации о закупке; на действие (бездействие), решение закупающей организации/Агента; на изменение условий контракта в момент подписания контракта о закупках. При этом, Порядком предусматривается порядок подачи таких жалоб и их рассмотрение закупающей организацией/Агентом и независимой комиссией.
В случае принятия данного проекта Постановления, будут признаны утратившими силами следующие нормативные правовые акты в сфере государственных закупок:
- Методическая инструкция по оценке конкурсных заявок (утверждено приказом МФКР от 31 декабря 2019 года №150-п);
- Методическая инструкция на применение льгот внутренним поставщикам (подрядчикам) (утверждено приказом МФКР от 14 октября 2015 года №175-п);
- Положение о правилах проведения электронных государственных закупок (утверждено приказом МФКР от 14 октября 2015 года №175-п);
- Положение о порядке проведения государственных закупок товаров, работ и услуг посредством электронного каталога веб-портала государственных закупок (утверждено ППКР от 30 мая 2019 года №243);
- Стандартная конкурсная документация на закупку товаров, работ и услуг методом одноэтапных торгов (утверждено приказом МФКР от 31 декабря 2019 года №150-п);
- Стандартная конкурсная документация на закупку товаров, работ и услуг методом двухэтапных торгов (утверждено приказом МФКР от 31 декабря 2019 года №150-п);
- Стандартная конкурсная документация на закупку товаров, работ и услуг упрощенным методом (утверждено приказом МФКР от 31 декабря 2019 года №150-п);
- Порядок проведения конкурса методом на понижение цены (утверждено приказом МФКР от 22 августа 2017 года №112-п);
- Положение о применении рамочного соглашения (утверждено приказом МФКР от 31 декабря 2019 года №150-п);
- Стандартная конкурсная документация по консультационным услугам (утверждено ППКР от 6 марта 2020 года №136);
- Положение о порядке работы независимой межведомственной комиссии по рассмотрению жалоб и протестов, а также по включению в базу данных ненадежных и недобросовестных поставщиков (подрядчиков) (утверждено приказом МФКР от 11 октября 2017 года №140-п);
- Инструкция (Руководство) по администрированию электронного каталога товаров, работ и услуг веб-портала государственных закупок (утверждено приказом МФКР от 2 октября 2020 года №99-п);
- Приказ МФКР от 03.07.2017 года №98-П;
- Приказ МФКР от 23.06.2014 №113-П.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2022-04-21/v-minfine-razrabotali-poryadok-provedeniya-elektronnyh-goszakupok/