Кабинет Министров Кыргызской Республики продолжает публикацию цикла информационных материалов в честь 30-летия независимости страны.
Данная статья посвящена системе образования.
С обретением независимости в республике были начаты крупные реформы. Несмотря на переживаемые экономические трудности, страна фактически была создана заново – своя символика, национальная валюта, и конечно, собственная система образования.
Первый Закон Кыргызской Республики «Об образовании» был принят 16 декабря 1992 года. А ныне действующий – в 2003 году. Параллельно, исходя из необходимости, в законодательство вносились изменения и дополнения, которые меняли структуру, облик, формат получения образования.
За 30 лет количество детских садов подвергалось самым большим колебаниям, цифры говорят сами за себя: 1991 год – 1604, 2000 год – 416 и 2021 год – 1648 детских садов с охватом порядка 196 тысяч детей.
За это время число школ увеличилось с 1796 до 2296, соответственно зафиксирован рост и педагогического состава с 69 тыс. 871 до 82 тысячей учителей. Однако число воспитателей дошкольных образовательных организаций уменьшилось, с 12 тыс. 981 до 8301. На уровне профлицеев в связи с оптимизацией системы число педагогов уменьшилось с 5335 до 3403.
Педагогов средне специальных учебных заведений (СПУЗы) стало больше с 3630 до 7299 человек, в вузах педагогический состав увеличен до 12 тыс. 197 педагогов, было 5142 человека.
К слову, ещё 10 лет назад средняя зарплата учителя составляла 3 500 сомов в месяц. Сейчас она возросла до 17 тысяч сомов в месяц. Повышение заработной платы способствовало сокращению нехватки учителей в школах: если до 2012 года нехватка составляла 3,5-4 тыс. человек ежегодно, то в 2020 году она составила около 700 чел.
Проведена масштабная работа по цифровизации системы образования. К 2021 году 99 % школ, используют в обучении интернет, 1 % школ в высокогорных регионах были оснащены оборудованием Илим-бокс, которое позволяет им изучать образовательные ресурсы с помощью локальной беспроводной, в связи с отсутствием технической возможности установки кабельного интернета.
Также реализованы инициативы «Электронная очередь в дошкольные образовательные организации» и «Электронная запись в первый класс».
На ускорение электронной трансформации системы образования повлияла и пандемия COVID-19.
В 2020 году учебный процесс полностью переведен на дистанционный формат, созданы электронные образовательные платформы как для учащихся, так и для педагогов, электронные библиотеки, платформы для онлайн тестирования школьников, более 7 тыс. видеоуроков для дошкольного и школьного уровня обучения на телевизионных платформах, включая обеспечение сурдопереводом.
Также переведена в цифру система приема абитуриентов на уровнях профессионального образования.
Отметим, что все, что было сделано в образовании за эти годы – не было спонтанными решениями, а всегда было частью планомерной стратегии развития.
Именно, исходя из полученного опыта и постоянного анализа данных, усилия Кабинета Министров КР будут сконцентрированы на решении таких основных задач, как обеспечение справедливого, равного доступа, качество образования, эффективное управление и финансирование.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2021-08-12/30-let-nezavisimosti-kyrgyzskoj-respubliki-sistema-obrazovaniya-ot-a-do-ya/