В диагностической оценке разрешения коррупционных дел, опубликованной в мае 2021 года оценочной группой Азиатского фонда в рамках проекта «Укрепление антикоррупционного режима в Монголии» при поддержке Азиатского банка развития, сделан вывод о том, что виды и размеры штрафов Указанные в Уголовном кодексе Монголии снижают эффективность профилактики и наказания за коррупционные преступления.
В 2017 году штрафы составили 34,8% всех штрафных санкций, а тюремное заключение было назначено в 43,5% случаев. К 2019 году процент приговоров, повлекших за собой штрафы, почти удвоился до 61,5%, а количество лишений свободы снизилось до 15,4%. (Рисунок 1) Также стоит отметить, что среди дел о коррупции, по которым выносились приговоры в виде лишения свободы, в 52,5% случаев осужденный был освобожден с испытательным сроком через 1-3 года.
Уголовный кодекс Монголии легализует штрафы в размере от 1000 до 140 000 долларов США или тюремное заключение на срок от 6 месяцев до 12 лет за коррупционные преступления, такие как злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки. Но на практике средняя сумма штрафа за взятку в размере 52 000-56 000 долларов США и за взятку в размере до 350 долларов одинакова, что составляет 2100 долларов (Рисунок 2). Размер штрафов за преступление, связанное с злоупотреблением властью, также невелик независимо от размера ущерба, нанесенного обществу.
Многие граждане и исследователи считают, что индекс восприятия коррупции в Монголии не растет из-за низкого уровня уголовных санкций за коррупционные преступления. Хотя очевидно, что уровень коррупции не зависит от этого единственного фактора, тип и размер штрафных санкций за коррупционные преступления являются важным правовым инструментом снижения коррупции. Сравнили уголовные санкции за коррупционные преступления, предусмотренные уголовным кодексом 33 зарубежных стран, с уголовными санкциями, предусмотренными Уголовным кодексом Монголии.
Только 8 из этих стран легализовали размер штрафов как относительно определенный, аналогичный Уголовному кодексу Монголии. Другие страны или большинство стран установили штрафы в зависимости от суммы взяток, которые преступник получил или заплатил, или суммы выгоды, которую он получил в результате злоупотребления властью, и, в некоторых случаях, размер штрафа зависит от минимальной заработной платы. Некоторые страны, такие как Малайзия, Южная Африка, Филиппины и Вьетнам, ввели штрафы в размере от 1 до 60 раз превышающие размер взятки, Россия — до 70 раз, а Казахстан — до 80 раз. В случае Монголии максимальная сумма штрафа составляет 140 000 долларов США, независимо от суммы взятки или нанесенного ущерба. На самом деле за последние три года средний штраф в размере 2100 долларов за взяточничество составлял от 52 000 до 210 000 долларов.
Эта нынешняя практика не соответствует пункту 1 статьи 1.3 принципа справедливости Уголовного кодекса «Уголовная ответственность должна соответствовать преступлению, совершенному физическими и юридическими лицами, характеристикам общественной опасности от преступления, масштабу, размеру и вине правонарушители» и не соответствует Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая гласит, что наказание за коррупционные преступления должно учитывать тяжесть коррупционного деяния и причиненный ущерб (статья 30.1). Таким образом, это одна из основных причин, по которой индекс восприятия коррупции в Монголии не растет.
Тот факт, что размер штрафов, наложенных судами за коррупционные преступления в соответствии с Уголовным кодексом, не соответствует характеру дела, размеру взяток и возмещения ущерба, является серьезной проблемой для Монголии в борьбе с коррупцией.
Таким образом, одной из наиболее актуальных задач законодательного органа Монголии по эффективной борьбе с коррупцией и обеспечению социальной целостности является установление размера штрафов за коррупционные преступления, «увязанных» с размером взяток и размером ущерба.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2021-06-03/razmer-shtrafov-za-korrupcziyu-v-mongolii-snizhayut-effektivnost-profilaktiki-i-nakazaniya/