Миссия ОБСЕ представила предварительный отчет мониторинга выборов и референдума в Кыргызстане


Международная миссия по наблюдению за выборами, которая была организована ОБСЕ, озвучила свои предварительные выводы и результаты мониторинга проведения досрочных выборов президента Кыргызстана и референдума по форме правления.

В целом миссия положительно оценила избирательный процесс в Кыргызстане. «Законодательная база обеспечивает конкурентные выборы, а фундаментальные свободы были в целом соблюдены», - говорится в заявлении.

Тем не менее, наблюдатели отметили неравные условия борьбы, так как преобладал лишь один кандидат, получивший преимущество от несоразмерных финансовых средств и использования административного ресурса. Как избирательные процессы, так и дебаты были ослаблены связью президентских выборов с референдумом, в особенности с одним кандидатом.

Выдержки из заявления Миссии:

Выделение бесплатного эфирного времени государственными телерадиовещательными компаниями обеспечило агитационную площадку для кандидатов; однако, в целом недостаточный объем критического освещения в СМИ, отчасти являющийся причиной ограничительной правовой среды в области вопросов СМИ, ограничил способность избирателей сделать проинформированный выбор.

День выборов прошел упорядоченно и в целом был хорошо организован, несмотря на то, что санитарно-эпидемиологические нормы, связанные с борьбой с проходящей пандемией КОВИД-19, не были должным образом реализованы.

Законодательная база обеспечивает прочную основу для проведения демократических выборов. В избирательное законодательство несколько раз вносились изменения и дополнения, в основном в соответствии с предыдущими рекомендациями БДИПЧ. Вместе с тем, некоторые уже давно озвученные рекомендации БДИПЧ все еще остаются невыполненными. Президент избирается на один шестилетний срок методом прямого всенародного голосования. Парламент продлил свои полномочия и в последующем назначил в ускоренном порядке референдум по конституционному вопросу, сделав это с отходом от нормотворческих процедур и без проведения консультаций с общественностью. Одновременное применение законодательства в области выборов и референдумов выявило пробелы и неясности, которые заслуживают дополнительного регулирования.

Досрочные президентские выборы, а также референдум в целом были хорошо организованы уполномоченным органом в сфере проведения выборов.

Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов (ЦИК) проводила открытые заседания с прямой онлайн-трансляцией, что повышало прозрачность избирательного процесса. ЦИК опубликовывала большинство своих решений своевременно и принимала положения о различных аспектах избирательного процесса, а также прорабатывала существующие недостатки; тем не менее, предвзятость, проявляемая ЦИК в ходе рассмотрения жалоб и прочих заявляемых нарушений избирательного законодательства, продолжает вызывать обеспокоенность. Вместе с тем, большинство собеседников Ограниченной миссии по наблюдению за выборами (ОМНВ) БДИПЧ не ставило под сомнение эффективность и непредвзятость работы нижестоящих избирательных комиссий.

Около 3,5 миллионов избирателей было включено в итоговые списки избирателей. Несмотря на предпринятые усилия по предотвращению подкупа избирателей, упразднение возможности для избирателей временно менять свой избирательный адрес создало препятствия для около 300 000

избирателей в части возможности реализации их права голоса. В то же время ЦИК предприняла усилия по обеспечению возможности голосования для граждан, работающих на избирательных участках в день выборов, независимо от их прописки. Полное лишение права голоса лиц, отбывающих наказание и ограничения, применяемые к признанным в судебном порядке недееспособным лицам, противоречат международным стандартам и обязательствам. Около 450 000 граждан, не прошедших биометрическую регистрацию, оказались неспособными реализовать свое избирательное право.

В целом инклюзивном процессе было зарегистрировано 18 кандидатов, среди которых одна женщина.

Кандидаты в целом могли проводить свои избирательные кампании свободно, однако им не хватало финансовых и организационных ресурсов. В предвыборной кампании в подавляющей степени преобладал Садыр Жапаров.

Избирательной кампании не хватало тщательных дебатов в отношении программных вопросов, а дискуссии сосредоточились больше на личностях кандидатов. Заявления об использовании административного ресурса и выражения обеспокоенности влиянием организованной преступности озвучивались на протяжении всего процесса.

Динамичная среда средств массовой информации (СМИ) ограничена небольшим рекламным рынком, что приводит к финансовой зависимости от внешних источников. Излишне широкое толкование закона, запрещающего разжигание этнической или религиозной вражды, а также история излишне высоких сумм компенсаций по гражданским искам за клевету выступают в качестве сдерживающего фактора для проведения журналистских расследований, подготовки аналитических докладов и критических репортажей. Более того, участившиеся в последнее время нападения и атаки на журналистов тщательно не расследовались и создали атмосферу безнаказанности, что способствовало самоцензуре.

Избирательным законодательством предусматривается широкое определение агитации в СМИ, что подразумевает, что журналистское освещение участников де-факто можно приравниваться к агитации, которая может публиковаться только как оплаченная политическая реклама. Это ограничивает допустимый объем аналитических докладов и редакционного освещения по причине формалистского толкования правовых требований в части равного освещения. Следовательно, это привело к тому, что в подавляющей степени большая часть такого освещения в новостях была оплачена кандидатами, 99 процентов – г-ном Жапаровым. Более того, все аффилированные с государством телерадиовещательные компании и каналы, отслеживавшиеся ОМНВ БДИПЧ, по большей части продвигали президентскую систему как единственное

жизнеспособное решение для Кыргызской Республики.

Распределение бесплатного эфирного времени в двух общереспубликанских телерадиовещательных компаниях страны выступило единственной агитационной площадкой для многих кандидатов и агитационных групп по референдуму. В то время как были организованы некоторые теледебаты, которые послужили возможностью для противопоставления кандидатов, нежелание частных СМИ организовать дебаты значительно ограничило возможность избирателей сделать осознанный выбор. Кандидат Жапаров был единственным кандидатом в президенты, отказавшимся участвовать в теледебатах.

Среди кандидатов в президенты представителей этнических меньшинств нет, а вопросы, связанные с межнациональными отношениями, в программах кандидатов ярко не отражались. Материалы, связанные с обучением избирателей и проведением агитации, публиковались на государственном (кыргызском) и официальном (русском) языках.

Большинство из более 80 жалоб, опубликованных ЦИКом в его онлайн-реестре до дня выборов, касалось предполагаемых нарушений правил агитации. Большинство этих жалоб и заявлений было направлено в правоохранительные органы, а некоторые из них были рассмотрены рабочими группами ЦИК без последующей реакции со стороны ЦИК, что снижает эффективность мер по недопущению нарушений избирательного законодательства. Способ рассмотрения ЦИКом на ее заседаниях жалоб в отношении нарушений правил проведения агитации вызывал обеспокоенность по поводу беспристрастности ЦИК в силу применяемого ею избирательного подхода к рассмотрению жалоб и непоследовательного применения требований законодательства.

Международная миссия по наблюдению за выборами не проводила систематического или комплексного наблюдения за всем, что проходило в день выборов. На ограниченном количестве посещенных избирательных участков избирательный процесс проходил упорядоченно и в целом был организован хорошо; тем не менее, иногда тайна голосования не соблюдалась в ходе того, как избиратели опускали бюллетени в АСУ.

Санитарно-эпидемиологические меры против распространения проходящей пандемии КОВИД-19 не были реализованы хорошо.

ЦИК разместил предварительные результаты голосования на своем вебсайте незадолго после завершения голосования, тем самым обеспечив прозрачность. Явка избирателей, согласно данным ЦИК, составила около 40 процентов в случае как президентских выборов, так и референдума.


Ссылка на новость: https://kant.kg/2021-01-12/missiya-obse-predstavila-predvaritelnyj-otchet-monitoringa-vyborov-i-referenduma-v-kyrgyzstane/


 
Новость прочитана 374 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!