Приграничный рынок Монголии и огромные запасы полезных ископаемых представляют собой потенциально прибыльные возможности для инвесторов, но макроэкономическая среда с высоким риском и отсутствие участия заинтересованных сторон во время нормотворчества требуют осторожности. Экономическая модель Монголии, заключающаяся в экспорте полезных ископаемых и импорте большинства других товаров, означает, что правительство устанавливает несколько барьеров для доступа к рынкам. Инвесторы также сталкиваются с небольшими инвестиционными ограничениями в Монголии, в основном пользуясь неограниченным доступом на рынок.
Такие франшизы, как спортивные залы, фаст-фуд и магазины повседневного спроса, превзошли ожидания, предполагая, что инвесторы могут привнести успешные международные бизнес-модели в сектор услуг Монголии. Кашемировый и сельскохозяйственный секторы Монголии также весьма перспективны. Однако инвестирование в политически чувствительные секторы экономики Монголии, такие как горнодобывающая промышленность, сопряжено с более высоким риском.
Связанный с COVID-19 запрет на въезд иностранцев в Монголию и запрет на пассажирские полеты усложнят инвестиционные решения до тех пор, пока эти меры будут действовать. Опасное загрязнение воздуха зимой может помешать усилиям по привлечению лучших специалистов, хотя в 2019 году правительство добилось значительного прогресса в решении этой проблемы.
Экономисты прогнозируют сокращение ВВП на один процент в 2020 году, поскольку последствия COVID-19 существенно повредили сектору услуг Монголии, на который приходится 39 процентов ВВП, при условии V-образного восстановления экономики во второй половине 2020 года.
Несмотря на спад, горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство оказались относительно устойчивыми перед лицом пандемии, а это означает, что экономика Монголии в целом должна пострадать меньше, чем некоторые из ее коллег. Прогнозируется, что государственный долг достигнет 77 процентов ВВП в 2020 году, и Монголия столкнется с серией выплат по суверенному долгу внешним коммерческим кредиторам, начиная с 2021 года, что может создать стресс для платежного баланса.
Хотя Монголия осуществила меры политики, которые существенно снизили экономическую уязвимость в рамках трехлетней программы Международного валютного фонда (МВФ), программа безуспешно завершилась в мае 2020 года после того, как правительство не смогло решить макропруденциальные проблемы МВФ в отношении банковского сектора.
Монголия обязалась выполнять Соглашение между США и Монголией о прозрачности в вопросах, связанных с международной торговлей и инвестициями (известное как Соглашение о прозрачности), которое требует периода общественного обсуждения, прежде чем новые правила станут окончательными. Это также требует, чтобы министерства отвечали на комментарии общественности или учитывали их в окончательных правилах. Монголия на три года отстает от выполнения своего Соглашения о прозрачности обязательств по публичному уведомлению и предоставлению комментариев, что вызывает вопросы о серьезности усилий правительства по привлечению иностранных инвестиций в Монголию.
Судебная система Монголии продемонстрировала признаки защиты инвесторов, но реформы 2019 года, упростившие отстранение от должности судей, прокуроров и антикоррупционных чиновников, подняли вопросы относительно независимости судебной системы. В ноябре 2019 года парламент принял поправки к конституции, частично направленные на решение этих проблем. Инвесторы ссылаются на длительные задержки с вынесением судебных решений по деловым спорам, за которыми последовали столь же длительные задержки в исполнении этих решений. Имеются также сообщения о длительных задержках со стороны органов административной проверки, таких как налоговые органы, которые в прошлом не выполняли политически чувствительные решения. Деловые круги также отмечают существенную регулятивную нагрузку на региональном уровне, хотя правительственный «единый центр для инвесторов» помог инвесторам ориентироваться в этом процессе.
Правительство обычно предлагает одинаковые налоговые льготы иностранным и отечественным инвесторам; и иногда отменяет тарифы на импорт основных видов топлива и продуктов питания или на импорт в таких целевых секторах, как сельское хозяйство или энергетика. Изъятия могут применяться к 5-процентной импортной пошлине Монголии и 10-процентному налогу на добавленную стоимость (НДС). Правительство также может предоставлять налоговые льготы на индивидуальной основе для инвестиций в такие секторы, как переработка полезных ископаемых, сельское хозяйство и инфраструктура. В соответствии с Законом об инвестициях компании с иностранными инвестициями, должным образом зарегистрированные и уплачивающие налоги в Монголии, квалифицируются как местные монгольские организации для пакетов инвестиционных стимулов, которые, помимо других льгот, предлагают налоговую стабилизацию на срок в несколько лет. Хотя теоретически правительство может выдавать гарантии или совместно финансировать проекты прямых иностранных инвестиций, на практике оно редко делает это.
Зоны внешней торговли / Свободные порты / Содействие торговле
Правительство Монголии запустило программу зоны свободной торговли в 2004 году. Две зоны свободной торговли расположены вдоль монгольских отрогов Транссибирской магистрали и железной дороги: (1) северный приграничный город Монголии и России Алтанбулаг; и (2) город Замын-Ууд на южной границе Монголии и Китая.
Обе зоны свободной торговли относительно бездействуют и требуют развития. Третья зона свободной торговли расположена в пункте ввоза Цагааннуур в далекой западной провинции Баян-Өлгий, граничащей с Россией. Официальные лица Монголии также предполагают, что в новом международном аэропорту Улан-Батора может быть зона свободной торговли.
Правительство Монголии не отслеживает, где заканчивается бенефициарное право собственности на данную инвестицию. Правительство регистрирует только то место, где компания заявляет о своем местонахождении. Посольству США в Монголии известны многочисленные случаи, когда иностранные организации, действующие в Монголии, инкорпорируются не в своих странах происхождения, а в третьих странах в целях снижения налогов.
Следовательно, хотя данные Монголии и МВФ, соответственно, предполагают, что большая часть инвестиций Монголии поступает из таких мест, как Нидерланды или Сингапур, большая часть инвестиций поступает из других юрисдикций, включая, но не ограничиваясь, США, Австралию, Канаду, Россию и КНР.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-09-15/zayavlenie-ob-investiczionnom-klimate-mongolii-v-2020-godu/