Судебная коллегия Иссык-Кульского областного суда вынесла оправдательный приговор в отношении бывшего сотрудника ОВД Иссык-Кульского района по делу о пропаже пистолета из сейфа в служебном кабинете. Решение принято 5 июня 2020 года.
Фигурантом дела стал Курбан [имя изменено А.К.], отец пятерых детей, ранее работал следователем следственного отдела ОВД, проживает в Ак-Суйском районе. Ему были предъявлены обвинения по ст. 316 ч.1 («Халатность») Уголовного кодекса, мера пресечения — подписка о невыезде.
На должность следователя следственного отдела ОВД Иссык-Кульского района Курбан был назначен приказом начальника УВД региона от 15 ноября 2015 года.
По данным следственных органов, будучи следователем ОВД Иссык-Кульского района, 2 мая 2016 года примерно в 20:00 находился в служебном кабинете на втором этаже здания районной милиции. Пистолет, как выяснилось, украла его знакомая Жамиля [имя изменено Ж.К.]. Они были в тот вечер вместе.
Со слов подсудимого, 3 мая он пришел на работу и обнаружил, что из сейфа пропал пистолет. При этом, магазин с патронами был на месте. Пистолет он взял, так как приказом МВД от 31 апреля все сотрудники ОВД перешли на усиленный режим несения службы на период до 10 мая. Курбан проживал на съемном жилье, в связи с чем сейфа для хранения оружия у него дома не было. Согласно положению, в таком случае, табельное оружие должно храниться либо в сейфе в служебном кабинете, либо в отделе охраны. Так как в связи с усиленным режимом несения службы всем было выдано табельное оружие, пистолет получил и Курбан. Кроме него, доступ к сейфу был и у его коллеги. Обнаружив пропажу, он даже подумал, что таким образом коллега хотел подшутить над ним. Курбан позвонил коллеге, но тот ответил, что не брал пистолет. Далее, как говорит фигурант дела, о пропаже оружия он сразу же доложил начальнику следственного отдела. Курбана отстранили от должности, начались проверки и разбирательства.
Приехали сотрудники УВД Иссык-Кульской области, которые начали опрашивать всех по делу. Была допрошена и Жамиля. В течение двух дней она находилась в городе Чолпон-Ата, а после допроса ей разрешили уехать. После допрашивали одного из жителей села Ананьево.
7 мая, как рассказывает Курбае, ему позвонили оперативные сотрудники и сообщили, что нашли его пистолет — табельное оружие обнаружили в горах. Когда он спросил, кто украл пистолет, ему ответили, что Жамиля. Показания против нее дал один из свидетелей. Курбан позвонил Жамиле, чтобы узнать, где она находится. Женщина была в городе Бишкек.
Первый круг судебных разбирательств
Решением Иссык-Кульского районного суда от 10 августа 2018 года Курбан был признан виновным по ст. 316, но был освобожден от наказания. На рассмотрении суда материалы находились в течение двух лет.
Решением коллегии Иссык-Кульского областного суда от 24 октября 2018 года приговор суда первой инстанции был изменен. Курбана признали виновным по ст. 244 («Ненадлежащее выполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ») Уголовного кодекса, но он был освобожден от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.
Не согласившись с решениями районного и областного судов, Курбан обратился с надзорной жалобой в Верховный суд. Он рассказал, что в 2016 году в начале мая личный состав нес усиленную службу, так как были праздники. В связи с тем, что был издан приказ руководства о том, что каждый сотрудник должен иметь при себе табельное оружие, он не сдавал его в оружейное хранилище, а оставлял его в сейфе в служебном кабинете.
По его мнению, суды первой и второй инстанций односторонне изучили материалы дела и вынесли необоснованное решение. Он считает себя невиновным, так как в его действиях нет состава преступления. Пистолет он хранил в соответствии с требованиями, установленными приказами МВД. Он утверждает, что табельное оружие было украдено из его сейфа.
Курбан проинформировал, что решением Иссык-Кульского районного суда от 29 сентября 2016 года Жамиля была признана виновной по ст. 245 ч.1 («Хищение или вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ») и 241 ч.1,2 («Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств») Уголовного кодекса
Верховный суд решением от 13 декабря 2019 года отправил материалы дела на новое рассмотрение.
Второй круг судебных разбирательств
Иссык-Кульский районный суд 10 марта 2020 года признал Курбана виновным по ст. 316 ч.1 ("Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства") УК (редакция от 1997 года), но был освобожден от наказания в связи с истечением срока давности.
Но это решение не устроило Курбана. По его словам, в ходе следственных мероприятий не было установлено, кто и каким образом украл табельное оружие из сейфа. Кроме того, следствие не установило, как и при каких обстоятельствах он не справился со своими служебными обязанностями. Как говорит подсудимый, если неизвестное лицо крадет из сейфа в служебном кабинете при неустановленных следствием обстоятельствах, то предъявление ему обвинений в халатности является безосновательным и не соответствующим действующему законодательству.
По его мнению, Иссык-Кульский районный суд рассмотрел материалы поверхностно, в связи с чем он считает данное решение несправедливым. Судебную коллегию областного суда Курбан просил вынести оправдательный приговор за отсутствием в его действиях состава преступления.
Но представитель УВД Иссык-Кульской области Ж.А. внес возражение на апелляцию, сказав, что Курбан не признает своей вины и отказывается от ответственности за выданное ему оружие. Такие заявления, как считает представитель УВД, не соответствуют требованиям несения службы в МВД. В соответствии с законом, как только сотрудник милиции получает табельное оружие, с того момента он несет полную ответственность за его хранение и использование. Кроме того, представитель УВД обратил внимание, что по итогам служебного расследование вина Курбана и других ответственных лиц была полностью доказана.
Свои показания на суде дала и Жамиля. С Курбаном они встретились по вопросу передачи денежных средств. Она пришла к нему на работу, в течение 5 минут прождала в кабинете, а после зашла в кабинет.
В кабинете они находились вдвоем, после Курбан вышел. В это время зашел парень по имени Эрмек [имя изменено Э.] и вышел. Спустя некоторое время Курбан возвращается в кабинет — он предложил Жамиле поужинать, а потом посадить ее на такси до Каракола. Поужинали они в кафе «У рыбака» в городе Чолпон-Ата.
На следующий день, как рассказывает Жамиля, она вела дочь на дополнительные занятия. Около 5 часов вечера позвонил Курбан и сообщил, что не может найти пистолет. Затем те, кто вместе с ней ехал из Чолпон-Аты в Каракол, предложили ей вернуться в Чолпон-Ата, так как не могли найти пистолет. Жамиля согласилась, детей оставила у тети по материнской линии, которая проживает в Ак-Суйском районе.
Вернувшись в Каракол, Жамиля решила обратиться за помощью к экстрасенсу, чтобы выяснить, кто мог взять пистолет. Собралась ехать в город Бишкек. Проснувшись утром, Жамиля увидела, что входные ворота немного приоткрыты, сын нашел пистолет, замотанный в тряпку. Испугавшись и не зная, что делать, она решила выбросить пистолет в яму во дворе соседа. Во всем происходящем Жамиля начала подозревать супруга или недоброжелателей. Решила поехать в город Бишкек, чтобы посоветоваться с братом. Созвонилась со знакомым, которому оставила пистолет.
Знакомым оказался Т.К.О., с которым Жамиля поддерживала связь со студенческих времен. С его слов, по просьбе подруги они отвез пистолет в ущелье Каракол и спрятал среди кустарников, в 10-15 метрах от моста через реку.
Представитель гособвинения Эсен уулу Э. также возразил против апелляции на решение суда первой инстанции. Он считает приговор обоснованным и законным. Он обратил внимание, по факту кражи пистолета из сейфа Жамиля была привлечена к уголовной ответственности.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия Иссык-Кульского областного суда (судьи Э.М., А.А.Апышев, С.А.Ниязалиев) на основании ст. 410 ч.1 («Основания к отмене или изменению приговора суда первой инстанции») УПК, где говорится, что основаниями к отмене или изменению приговора суда первой инстанции и постановления нового приговора являются несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, считает решение районного суда безосновательным.
Таким образом, Курбан был оправдан по ст. 316 ч.1 УК.
За ним было закреплено право на реабилитацию.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2020-06-17/v-cholpon-ate-u-sledovatelya-ukrali-pistolet/