Работа соответствующими государственными органами по пресечению неучтенного и контрабандного ввоза товаров проводится на системной основе и находится на контроле Правительства Кыргызской Республики. Об этом заявил вице-премьер-министр Кыргызской Республики Жениш Разаков в своем докладе на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики о проводимой работе Правительства Кыргызской Республики по неучтенным, ввезенным контрабандным путем товаров в рамках ЕАЭС и с третих стран за истекший период 2019 года.
По его словам, после вступления Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз и снятия таможенного контроля на кыргызско-казахской границе недобросовестные налогоплательщики пользуясь правом свободного перемещения товаров в ЕАЭС начали осуществлять ввоз товаров, в том числе нефтепродуктов на территорию Республики без соответствующих документов и уплаты косвенных налогов (НДС на импорт. акциз на импорт), а также с отражением недостоверных данных с занижением цены и объема ввозимого товара, что повлияло на выпадение доходной части бюджета и создание нездоровой конкурентной среды для добросовестных налогоплательщиков.
В целях выявления таких фактов и пресечения неучтенного ввоза товаров из государств-членов ЕАЭС, а также мер направленных на поддержку и защиту добросовестных налогоплательщиков Правительством Кыргызской Республики при поддержке Жогорку Кенеша Кыргызской Республики с участием бизнес-сообществ проводится системная работа по разработке и принятию соответствующих нормативно правовых актов направлены на создание соответствующей правовой основы.
Вице-премьер-министр остановился на наиболее значимых мероприятиях, проводимых в данном направлении.
С 1 октября 2018 года введены в действие временные пункты учета товаров (далее – ВПУТ) вблизи кыргызско-казахской границы «Чалдыбар», «Ак-Тилек», «Ак-Жол», «Чон-Капка». В структуре Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики создано отдельное подразделение которое обеспечивает круглосуточное функционирование обозначенных пунктов учета товаров. Во временных пунктах установлена автоматизированная система по учету сопроводительных накладных, позволяющая в режиме онлайн направлять информацию в территориальные налоговые органы о ввозимых грузах из государств-членов ЕАЭС, что позволяет выявить ввоз неучтенных товаров по которым не оплачены косвенные налоги. В целях усиления контроля за ввозом товаров и уплаты косвенных налогов в настоящее время проводятся мероприятия по строительству стационарных пунктов вблизи пунктов пропуска на кыргызско-казахстанском участке государственной границы «Ак-Тилек», «Чалдыбар», «Чон-Капка», «Ак Жол».
Прорабатывается вопрос отвода земли под строительство пунктов учета товаров и изыскиваются источники финансирования для строительства временного/стационарного ПУТ «Токмок»; ПУТ «Кен-Булун», ПУТ «Каркыра», ПУТ станция «Маймак».
Ведется работа по установке динамичных электронных весов, данные которых будут передаваться в онлайн режиме в ГНС, что позволит иметь информацию о массе перевозимых грузов и проводить сверку с предоставленными налогоплательщиком сопроводительными документами.
По товарам, перевозимым железнодорожным транспортом со стороны ГНС, посредством системы «Тундук» в режиме реального времени получает от ГП «НК «Кыргыз темир жолу» информацию из единой автоматизированной логистической системы управления на железнодорожном транспорте, работающей между странами-членами ЕАЭС, которая использует гармонизированную номенклатуру груза, где товарные позиции идентичны с кодами ТНВЭД стран ЕАЭС. Рассматривается вопрос установления системы весогабаритного контроля товаров возимых железнодорожным транспортом проекта;
Прорабатывается вопрос в рамках проекта «Безопасный город» установки аппаратно-программных комплексов систем видеонаблюдения на 4 пунктах пропуска кыргызско-казахской границе Чалдовар, Ак-тилек, Кен-булун, Токмок-Авто дорожный.
В рамках принятого механизма контроля путем установления минимального уровня контрольных цен ведется системная работа по пресечению фактов неучтенного провоза товаров на территорию Республики с отражением недостоверных данных с занижением цены и объема ввозимого товара.
С 1 июня 2019 года ГНС запущен «Электронный Журнал по ГСМ», согласно которого введен контроль за передвижение ГСМ в режиме реального времени.
17 сентября 2019 года принято постановление Правительства, согласно которого в целях учета и контроля нефти и нефтепродуктов на территории республики с 1 января 2020 года на всех автозаправочных станциях Кыргызстана вводится требование об обязательном применении автоматизированной системы учета отпуска нефтепродуктов, а также требование об обязательном применении электронной товаро-транспортной накладной при передвижение грузового автомобильного транспорта с ГСМ по территории Республики.
Применение электронной товаро-транспортной накладной позволит установить контроль за маршрутом движения перевозчиков ГСМ по территории Республики с применением автоматизированной системы весогабаритного контроля на 5 главных автомобильных узлах страны от места отправки до места его доставки, а также позволит оперативно выявлять и реагировать на факты неучтенного его перемещения;
22 октября 2019 года принято Постановление Правительства, согласно которого введен временный запрет на ввоз в Республику автомобильным транспортом (бензовозами) нефти, нефтепродуктов, экологического топлива (биотопливо), легких и средних дистиллятов, керосина, газойли, газохола, газолина, композита газового стабильного, нафта, нефраса, бензанола, печного топлива и прочих нефтепродуктов;
Проводится процедура согласования законопроекта (в Налоговый кодекс), предусматривающего введение акцизного налога на бензанол, газохол.
Проводится работа по внедрению электронной системы фискализации налоговых процедур, в том числе по внедрению электронных счетов-фактур, совершенствованию контрольно-кассовых машин (ККМ–онлайн), введения маркировки товаров, которые будут служить основой построения системы прослеживаемости товаров.
Разработан проект Закона «О внесении изменений в Кодекс о нарушениях КР», предусматривающий введение административной ответственности за перемещение товаров в нарушение требований законодательства КР.
С 30 марта 2019 года осуществляют свою деятельность созданные Министерством сельского хозяйства КР мобильные группы фитосанитарного контроля по предотвращению и учету нарушений вблизи пунктов пропуска на кыргызско-казахстанской границе: «Чон-Капка, «Ак-Жол», «Ак-Тилек» и «Чалдовар». За период деятельности данных мобильных групп, снижен до минимума вывоз подкарантинной продукции без фитосанитарного сертификата.
Постановлением Жогорку Кенеша КР «Об обеспечении учета товаров в рамках торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза, а также пресечения ввоза контрабандного товара на территорию Кыргызской Республики 13 февраля 2019 года №2902-VI», предусматривающее недопущение нарушений требований законодательства Кыргызской Республики при ввозе (импорте) товаров в Кыргызскую Республику, ответственным государственным органам поручено исполнить 13 пунктов, из них 8 пунктов исполнено. При этом на исполнении находятся 5 пунктов по которым государственными органами ведется работа на системной основе.
Принятые нормативно правовые акты и проводимые государственными органами соответствующие комплексные мероприятия, позволили усилить администрирование за неучтенным перемещением товаров и ГСМ, что соответственно привело к росту поступлений косвенных налогов на импорт по товарам, ввозимым из государств-членов ЕАЭС.
За 12 месяцев 2018 года поступление в республиканский бюджет косвенных налогов на импорт из ЕАЭС увеличилось по сравнению с 12 месяцами 2017 года на 3 449 млн сомов.
При этом отмечаем, что в целом за 11 месяцев 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года наблюдалось снижение фактического поступления косвенных налогов на импорт на 170,9 млн сомов или темп составил 99,3%.
Однако проведение обозначенной выше работы в текущем году начали давать положительные результаты. Так за сентябрь 2019 года поступило косвенных налогов на импорт в общей сумме 2 585,2 млн сомов, что в сравнении с аналогичным периодом 2018 года (2 134,4 млн сомов) больше на 450,8 млн сомов или темп роста составил 121,1%.
Также наблюдается рост оформления сопроводительных документов на пунктах контроля товаров. За октябрь 2019 года оформлено сопроводительных документов в количестве 11 488 единиц, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличилось на 132 единиц (с 443 до 575) или темп роста составляет 129,8%.
Данные факты свидетельствуют, что принимаемые меры повлияли на улучшение администрирования и являются одним из действенных механизмов борьбы с неучтенным ввозом товаров и ГСМ с территории государств-членов ЕАЭС.
В ходе своего выступления вице-премьер-министр Жениш Разаков остановился на результатах правоохранительных органов по пресечению незаконного ввоза на территорию Кыргызстана товаров народного потребления и горюче-смазочных материалов, уплаты налоговых и таможенных платежей, привлечения лиц к ответственности.
по Финансовой полиции:
Мобильными группами пресечено 57 фактов незаконного ввоза ГСМ на общую сумму 25 млн сомов, задержано 1 млн 315,5 тыс. тонн, возмещено 8 млн 647 тыс. 555 сомов в виде налоговых платежей.
По незаконному ввозу товаров народного потребления пресечено 60 фактов, в ходе расследования возмещено 32,7 млн сомов.
По фактам незаконного ввоза автомашин на территорию Кыргызстана из стран ЕАЭС и регистрации автомашин выявлено 53 факта, сумма неуплаченных таможенных платежей составила более 28 млн сомов.
по Антикоррупционной службе:
По факту незаконного ввоза ГСМ зарегистрировано 9 материалов на общую сумму 13 млн 333 тыс. 566 сомов, в ходе расследования указанная сумма возмещена полностью.
по Пограничной службе:
Пресечено 95 фактов незаконного перемещения ГСМ, всего 1 млн 289 873 литров на общую сумму 34 млн 510 тыс. 667 сомов.
по ГУОБДД:
По незаконному установлению дополнительных баков на автомашины установлено 9 фактов на сумму 50 тыс. сомов, возмещено 37 тыс. сомов.