«Бизнес должен стать не только партнером государства, но и принимать участие в формировании политики в сфере экономики и оказывать на нее влияние», — подчеркнул Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сегодня, 24 июня, на первом заседании Комитета по промышленности и предпринимательству.
Ниже текст выступления Президента Сооронбая Жээнбекова:
«Уважаемые участники заседания!
В начале своего выступления хотел бы еще раз разъяснить нашим соотечественникам значение и цели Комитета.
Несмотря на усилия, предпринимаемые государством, нам всем известно отсутствие реальных результатов по развитию промышленности.
Если проанализировать отчеты государственных органов, то выясняется, что, по их мнению, есть все условия для развития.
Согласно этим отчетам, создается впечатление, будто сам бизнес не хочет заниматься промышленностью.
В то же время был проведен опрос о том, что мешает нашим предпринимателям и иностранным инвесторам открывать новые производства и создавать новые рабочие места.
Высказанные в нем точки зрения бизнесменов и предпринимателей противоречат мнению государственных органов.
Другими словами, пока не создается реальный диалог между бизнесом и государством.
Государство должно приложить усилия, чтобы стать реальным партнером бизнеса.
А бизнес должен стать равноправным участником процесса развития.
Нет сомнений, что без развития промышленности невозможно развивать страну.
Нам нужно было создать площадку, где можно было бы сформировать видение по долгосрочному развитию промышленности и определить пути его реализации.
Для решения данных проблем мы создали специальную диалоговую площадку между бизнесом и государством.
Основные цели данного Комитета следующие:
Первая. На постоянной основе проводить анализ по формированию благоприятной бизнес-среды в целях развития и модернизации промышленности и разработать соответствующие рекомендации.
Вторая. Совместно с государством создать реальный пласт предпринимателей, определяющих перспективу развития Кыргызстана.
Формирование статуса промышленников, на равноправной основе принимающих участие в процессе принятия важных решений и являющихся субъектами развития.
Обеспечение того, чтобы предприниматели стали не только партнерами государства, но и принимали участие в формировании политики в сфере экономики и могли оказывать на нее влияние.
Третья. Создание благоприятных условий отечественным и иностранным промышленникам и изменение структуры экономики соответственно новым вызовам.
Какие задачи стоят перед Комитетом для достижения этих целей?
1. Анализ эффективности стимулов, направленных на развитие промышленного сектора страны;
2. Внесение предложений по инвестиционным программам, направленным на промышленную отрасль;
3. Разработка путей подготовки современных специалистов, необходимых в промышленной отрасли;
4. Внесение предложений о путях по улучшению инфраструктуры, обслуживающей промышленную отрасль;
5. Разработка предложений, направленных на изменение политики торговли и государственных закупок;
В то же время необходимо точно определить барьеры, мешающие бизнесу, и с участием государственных органов оказать влияние на устранение данных препятствий.
Также имеет огромное значение проведение мониторинга и оценки в приоритетных сферах экономики.
По итогам оценки, Комитет должен представить свои предложения всем заинтересованным сторонам.
Думаю, деятельность Комитета повысит доверие бизнеса государству и даст реальный толчок развитию.
Уважаемые участники заседания Комитета!
Перед тем как предоставить слово докладчикам, хотел бы вкратце остановиться на том, почему развитие промышленной отрасли стало одним из самых актуальных вопросов развития.
Нам нужно признать, что нынешнее положение промышленности Кыргызской Республики остается весьма сложным.
Вызовы, которые стоят перед этой отраслью, весьма серьезные.
Развитие технологий в мире приводит к динамичному развитию бизнес-среды.
Технологические процессы в промышленных предприятиях цифровизируются и очень быстрыми темпами меняются принципы работы.
Вместо дешевой рабочей силы ставка делается на квалифицированных специалистов и продукция производится в соответствии с личными предпочтениями потребителей.
За счет внедрения цифровых технологий меняется структура экономики и появляются не только новые товары, но и совершенно новые отрасли экономики.
Значительно снижается себестоимость продукции, выпускаемой через электронную торговлю и умную логистику.
Появилась возможность производства дешевой и высококачественной продукции с использованием новых композитных материалов.
Передовые компании мира делают ставку не на производственную отрасль, а на сферу исследований и разработки новых технологий.
Промышленные компании международного уровня размещают свои производства в странах, где создаются конкретные, благоприятные условия для инноваций и научных исследований.
Эти обстоятельства усиливают конкуренцию не только на глобальном, но и на региональном уровне.
С момента вступления Кыргызстана в членство ЕврАзЭС придается особое значение вопросу конкурентоспособности бизнеса.
Ведутся работы по приведению произведенной продукции в соответствие с техническими регламентами ЕврАзЭС.
Планируется внедрение систем маркировки и контроля товаров согласно новым требованиям.
Наши предприниматели должны скооперироваться с товаропроизводителями ЕврАзЭС и работать с ними на равных.
Считаю, что для противостояния данным вызовам одной из главных обязанностей государства является резкое усиление конкурентоспособности промышленной отрасли.
Основные усилия должны быть направлены на снижение себестоимости производимой продукции и привлечение инноваций в производственные предприятия.
Кроме этого, нас ожидает еще один вызов — снижение добычи золота на месторождении Кумтор.
Без учета Кумтора объем доходов от предприятий в горнодобывающей отрасли составит не более 2 млрд сомов.
Следовательно, стоит задача по восполнению практически половины объемов промышленности другими производствами.
Для уменьшения риска, связанного со снижением промышленного производства, необходимо изменить государственную политику в сфере промышленности.
На сегодняшний день состояние промышленности остается зависимым от добычи и экспорта золота.
Изменения в сфере добычи золота, к примеру, цены на золото, технологии производства, политические процессы, естественные катаклизмы незамедлительно потянут назад нашу промышленность.
Поэтому Правительство должно перейти в концепцию, способную противостоять риску оказаться в прямой зависимости от добычи золота.
Необходимо разработать стратегию развития промышленности в целом.
В условиях ограниченности средств государство не может одновременно оказать поддержку всем отраслям промышленности.
Поэтому нам нужно четко определиться с приоритетами в будущем и точно определить, каким отраслям и каким образом государство будет помогать.
В развивающихся странах механизмы внедрения технологических парков и промышленных зон показывают свою эффективность.
Так как этот способ обеспечивает не только подключение к современной инфраструктуре, но и повышает потенциал предприятий в целом.
Мы должны максимально использовать нынешний потенциал в промышленном секторе.
У нас есть такие отрасли как легкая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, традиционно имеющие огромное значение в развитии нашей страны.
Они относятся к секторам, обеспечивающим население рабочими местами и доходами.
Развитие данных отраслей также даст толчок для развития сферы сельского хозяйства, строительства, торговли, образования.
Эти отрасли отличаются своей сравнительно низкой капиталоемкостью.
Другими словами, если мы окажем государственную поддержку этим отраслям, то сможем получить отдачу, в разы превышающую каждый вложенный сом.
Главное условие развития данных сфер за короткий срок — это привлечение инвесторов, способных предоставить рынки сбыта, привести новые технологии и оказать помощь в создании своего промышленного потенциала в будущем.
Появилась возможность экспорта фруктов, молока, меда на огромные рынки не только ЕврАзЭС, но и Китая, Индии, Пакистана и Ирана.
В качестве приоритетного направления рассматриваем проекты по переработке кожи и шерсти.
Поэтому главной задачей Правительства является предоставление возможностей инвестору заработать в Кыргызстане и создание благоприятной бизнес-среды в стране.
С переходом на новый уровень промышленного производства мы сможем, согласно данным Статистического комитета, практически 24 процента, а по оценкам экспертов — 29 процентов теневой экономики вывести на путь закона.
Нам необходимо привлечь инвесторов, способных обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственной продукции.
В перспективе легкая и пищевая промышленность станут отраслями, способными динамично развиваться и „поглотить“ излишки человеческих ресурсов в сфере сельского хозяйства и сфер, находящихся в тени».