|
В цикле свадебных обычаев у кыргызов в прошлом весьма важное место занимал обычай добрачных свиданий жениха и невесты, выполнение которого обставлялось рядом церемоний. Он имел повсеместное распространение, но в районах расселения некоторых южнокыргызских племен не носил обязательного характера, соблюдался реже и имел особенности.
Происхождение обычая добрачных свиданий жениха и невесты было тесно связанно с древними формами семейно-брачных отношений, его бытование в известной мере поддерживалось и экономическими причинами. Период добрачных посещений невесты женихом совпадал обычно с периодам, в течение которого происходила выплата калыма. До полной выплаты калыма жених не имел возможности привести невесту в свой дом и открыто осуществлять свое брачное право. Довольно часто уплата калыма растягивалась на длительное время.
Обычай күйөөлөө характерен не только для кыргызов, но и для других народов, в том числе и соседей киргизов.
Многие стороны обычая күйөөлөө подтверждают о том, что период досвадебных встреч жениха и невесты был в отдаленном прошлом не чем иным, как началом супружеской жизни. Само название этого обычая исходит из терминологии родства и свойства у киргизов, правильнее выводить не из понятия «жених» (күйөө), а из понятия «муж дочери, муж младшей сестры», т.е. зять, для которого также применяется термин күйөө. Это обычай «зятевания». Младшие сестра невесты называют жениха старшей сестры жезде. Мать невесты не только знает о встречах дочери с ее женихом, но и способствует им. Знает о них и отец невесты, и лишь «официально» считается неосведомленным лицом. Но по отношению к ним жених строго соблюдает обычай избегания.
Некоторые черты обычая күйөөлөө полностью совпадает с тем, что происходит во время свадебного пира (игры молодежи, переодевание жениха в новую одежду и др.). Весь церемониал первого посещения невесты женихом можно рассматривать как первоначальную стадию свадебного обряда. Устраивавшееся позднее свадебное пиршество представляло собой лишь развитие и усложнение ранней формы свадебного обряда, вызванное прежде всего усиливавшимся в условиях классового общества значением калыма и приданного. Появление в свадебном цикле мусульманского обряда бракосочетания (нике) было следствием внедрения идеи религиозной санкции брака, упрочением идеологии ислама.
Сам обычай күйөөлөө восходит несомненно к той стадии брачных отношений, для которой было характерно матрилокальное поселение супругов. Именно в аиле отца невесты происходят свидания жениха и невесты, сюда ему «путь открыт», и он приезжает после первого посещения совершенно открыто, избегая лишь встреч со старшими родственниками невесты. Важная роль в этих свиданиях принадлежит родственникам невесты, обитателям ее аила. Они могут использовать лошадей, на которых приехали жених и его спутники, здесь жениха переодевают в новую одежду и т.п.
Некоторая свобода в отношениях между полами, наблюдавшаяся среди участников развлечений во время күйөөлөө, находятся в связи с другими отголосками пройденного некогда предками кыргызов, как и многими другими народами, стадии групповых брачных отношений. Главным участником всех происходивших здесь церемоний была молодежь, причем активная роль принадлежала, с одной стороны, спутникам жениха, с другой - близким родственникам невесты.
Ссылка на новость: https://kant.kg/2011-09-09/obychaj-dobrachnyx-svidanij-zhenixa/
Что-за гуйооло. Не было никогда разрешенных или традиционных половых отношений между М и Ж пока они официально не были женаты. И групповых интимных отношений тоже не было ни в какой традиции. Возможно были непорядочные люди, кот. вели себя непристойно. Но зачем придумывать традиции разрешенного секса без брачных отн.?