- kant.kg - https://kant.kg -

В новом учебном году будут изменения в преподавании предмета «Естествознание»

В новом 2025–2026 учебном году школьников и учителей ожидают новшества в преподавании предмета «Естествознание». Об этом на педагогическом форуме рассказала Альфия Насырова, старший научный сотрудник Кыргызской академии образования.

Как сообщает Минпросвещения, с этого года предмет «Естествознание» будет преподаваться в двух классах — пятом и шестом, в рамках нового государственного образовательного стандарта. Однако в связи с переходом на 12-летнюю систему и так называемым «перескоком» — когда нынешние пятиклассники осенью 2026 года сразу перейдут в седьмой класс — преподавание предмета адаптируется. В пятом классе ученики будут изучать сразу две программы: первую половину 2025/2026 учебного года — курс за 5 класс, а вторую половину — за 6 класс.

Министерство просвещения разработало новые учебно-методические комплексы: учебник, рабочую тетрадь для ученика и пособие для учителя, которые помогут организовать обучение по обновлённой программе.

По словам Альфии Насыровой, одним из ключевых изменений стало внедрение компетентностного подхода. Программа соответствует международным стандартам, включая компетенции PISA по естественным наукам, и дополняется новым содержанием — цифровой экологической грамотностью.

«Мы живем в мире быстрых изменений и технологических решений. Сегодня обычный смартфон может стать настоящей мини-лабораторией на уроке. С помощью мобильных приложений школьники смогут измерить уровень шума, освещенности, температуры, распознать растения и животных. Это не только делает уроки интереснее, но и формирует у детей так называемые «зелёные навыки» — умения жить и работать, не вредя окружающей среде», - отметила Альфия Насырова.

По её словам, формирование у школьников экологической ответственности и устойчивого мышления. Особое внимание будет уделяться использованию искусственного интеллекта — как учителями, так и самими учениками. Например, одно из заданий по предмету будет связано с определением уровня безопасности школьной среды с помощью ИИ.

Введение обновлённого курса естествознания не приведёт к сокращению часов у учителей. Напротив, это создаёт дополнительные возможности для педагогов естественнонаучного направления — физиков, химиков, биологов и географов, которым предстоит работать с новым содержанием и подходами.

«Естествознание — это пропедевтика естественнонаучных предметов: физики, химии, астрономии, биологии, географии. И мы видим, что не просто сохраняем предмет, а делаем его сильнее, актуальнее и ближе к современным вызовам», - отметила представитель Академии образования.

Также в «Естествознание» включены вопросы изменения климата, адаптации к изменению климата.