Узбекистан ставит ОДКБ на «якорь»


За время своего существования Организация Договора о коллективной безопасности, позиционирующая себя не только как инструмент противодействия вооруженной экспансии, но и обеспечения региональной безопасности в целом, отметилась более чем скромными достигнутыми результатами в данном направлении. На протяжении почти 20 лет ОДКБ не пошла дальше формирования нормативно-правовой базы по вопросам функционирования системы обеспечения военной безопасности, кризисного реагирования, статуса сил и средств системы коллективной безопасности, военного и военно-технического сотрудничества, информационной безопасности и т.д. В актив практической деятельности Организация может записать только ряд проведенных совместных учений, весьма ограниченных по перечню решаемых задач и составу привлекаемых сил и средств.

 На этом фоне следует отметить попытки отдельных государств-членов ОДКБ активизировать ее деятельность. В частности, в прошедшем 2011 году Республика Беларусь как председатель в уставных органах Организации попыталась решить некоторые внутренние проблемы, давно мешающие плодотворной работе структуры.

 Так, 8 декабря 2011 года, накануне московского саммита ОДКБ, белорусский президент Александр Лукашенко заявил ее генсеку Николаю Бордюже о необходимости рассмотрения вопроса о дальнейшем пребывании Узбекистана в Организации. В частности, он отметил, что на предстоящем заседании Совета коллективной безопасности необходимо «разобраться с рядом внутренних проблем, прежде всего, связанными с позицией Узбекистана по отдельным вопросам. От этого уже никуда не денешься, об этом все знают». Подобное заявление лидера Беларуси было реакцией на политику, проводимую Ташкентом внутри ОДКБ, которую кроме как «подрывной» и не назовешь.

 Если обратиться к истории вопроса, то Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (ратифицирован в 1994 году). Как ни странно, но инициатором его подписания был Узбекистан, серьезно озабоченный проходившей гражданской войной в соседнем Таджикистане. Возможно, руководство страны прекрасно осознавало необходимость создания военного союза, который был необходим для противодействия серьезным угрозам, с которыми в одиночку государство не могло справиться. Однако в 1999 году официальный Ташкент отказался продлевать Договор, на основе которого 14 мая 2002 года была создана Организация Договора о коллективной безопасности. Более того, в том же году Узбекистан присоединился к организации ГУАМ – Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия, – членом которой и оставался до 2005 года. Но после кровавых событий 2005 года, произошедших в Андижане, официальный Ташкент вновь обратился с заявлением о вступлении в ОДКБ и в 2006 году стал полноправным членом Организации.

 Однако и «второе пришествие» Узбекистана в ОДКБ ничем хорошим не закончилось. Ташкент неоднократно откровенно игнорировал принятие ряда основополагающих решений. Так, страной до сих пор не ратифицировано более 15 соглашений и протоколов, в том числе «Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности», «Соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании военной инфраструктуры государств-участников ОДКБ» и ряд других документов. Получается так, что Узбекистан формально состоит в Организации, но фактически ничего в ней не делает, а откровенным саботированием принятия многих важных документов даже вредит.

 Сам Ташкент (пусть даже неофициально) такую свою позицию объясняет нежеланием усиления роли Москвы в Центрально-азиатском регионе ответственности ОДКБ, выступая в роли своеобразного спасителя ближайших соседей от российского «диктата». Узбекские политики видят в России не только зачинщика локальных конфликтов, революций и гражданских войн в регионе, но и заинтересованное лицо, которому не выгоден мир в этих странах. В таком случае становится понятно, почему именно российские инициативы в ОДКБ вызывают столь негативный отклик Ташкента.

 В то же время, Центрально-азиатский регион является пересечением интересов таких мировых гигантов как США, Россия и Китай. Нахождение рядом с Узбекистаном подконтрольного НАТО Афганистана также заставляет задуматься Ташкент. Поступающий оттуда в страны бывшего соцлагеря непрерывный поток наркотиков и, фактически, осуществляющийся «транзит» терроризма, открыто спонсируемый США, заставляют руководство Узбекистана не отказываться от помощи, которую может предоставить только ОДКБ.

Однако выход Ташкента из Организации не выгоден и для самой Москвы. «Бесхозным» Узбекистан будет оставаться недолго. Геополитически эта страна представляет собой очень удачное место для размещения передовых военных баз в целях контроля над всем Центрально-азиатским регионом. Поэтому Россия до последнего не выпускает из рук нитей управления непослушным Узбекистаном, стремясь не допустить возврата американской военной базы в Ханабад.

 В каком-то смысле такая политика даже приносит некоторые успехи. По крайней мере, на декабрьском саммите ОДКБ в Москве лидер Узбекистана Ислам Каримов поставил подпись под документом, запрещающим размещение военных баз третьих стран на территории своих государств без согласия стран-участниц Организации. Такой шаг сам по себе уже является сенсационным. Возможно поэтому инициатива белорусской стороны об исключении Узбекистана из ОДКБ не была поддержана Москвой.

 И все же, сам документ не гарантирует отсутствия всякого рода «демаршей» со стороны Узбекистана. Как бы там ни было, Ташкенту придется определиться со своей позицией – или полноценно функционировать в составе ОДКБ, или выходить из структуры. Третьего не дано.

В первую очередь, внутриполитическим силам Узбекистана необходимо достичь согласия в вопросах определения вызовов и угроз, которые могут возникнуть перед страной. И для начала стоит прекратить путать внутренние разбирательства по национальному признаку с внешними угрозами. ОДКБ не должна выполнять полицейские функции, защищая правящие верхушки от своего народа. Задача Организации – защита своих членов от внешней агрессии, и выполнить ее можно только сообща. Для этого Ташкенту придется расстаться с принципами «нейтралитета» или «ни вашим, ни нашим» внутри ОДКБ, тем самым, перестав ставить ее на «якорь». В противном случае стране будут уже не предлагать выйти из Организации, а требовать, тем самым, давая понять, что «третьего пришествия» уже не будет.

Автор: Сергей Марков (источник belvpo.com)


Ссылка на новость: http://kant.kg/2012-02-08/uzbekistan-stavit-odkb-yakor/


 
Новость прочитана 116752 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 
Заметили опечатку в тексте. Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спасибо!

Рейтинг@Mail.ru