- kant.kg - https://kant.kg -

Прочие формы заключения брака

У кыргызов особую форму заключения брака представлял собой так называемый обменный брак, т.е. обмен родственницами, носивший название кайчы куда (“перекрестные” сваты). В таких случаях или семьи обменивались дочерями, выдавая их замуж за сыновей другой стороны, или возможны были другие комбинации, например один человек отдавал дочь за сына другого, а тот отдавал свою сестру за брата первого. Точно так же обменивались сестрами.
Подобная форма брака известна и другим народам Средней Азии, например узбекам («каршы куда») и туркменам.  В дальнейшем, под влиянием патриархально-феодальных отношений, содержание этой формы брака изменилось, обмен девушками происходил уже с целью уменьшить или свести на нет материальные затраты на свадьбу и прежде всего на уплату калыма.
Форма заключения брака, к которой вынужден был прибегать бедняк или батрак, не располагающей средствами для уплаты калыма и не имевший к тому же близких родственников, на помощь которых он мог бы рассчитывать, это - обработка за жену. Такого мужчину брал к себе в дом и делал зятем (его называли күч күйөө , т.е. зять, взятый на обработку) человек, не имевший собственного сына и нуждавшийся в рабочей силе для своего хозяйства. Прожив два-три года и «отработав» жену, бедняк получал право забрать ее.
Умыкание (кыз ала качуу), как форма заключения брака, встречалось в прошлом довольно редко. На Тянь-Шане, если у засватавшего девушку не хватало средств на уплату калыма, он сначала немного платил, а потом, договорившись с девушкой, умыкал ее. После этого отец должен был поехать к отцу девушки и просил прощение за сына. Эта поездка называлась алдына тюшюу. После примирения к родителям жениха отправлялась мать невесты. Она привозила с собой приданное.
Жених прибегал к умыканию только в тех случаях, когда его родственники были влиятельными людьми и могли поддержать его, или сваты молодого человека не могли добиться успеха, или родители невесты выступали против данного брака. Похищение совершалось, как правило, с согласия невесты.
Насильственное возвращение похищенной невесты ее родственниками рассматривалось как позор для жениха и его родных, поэтому девушку, увезенную без разрешения ее родных, помещали в доме кого-либо из влиятельных сородичей будущего мужа. Обычно дело заканчивалось примирением сторон. Калым в таких случаях уплачивался в значительно большем размере.
К умыканию прибегали сравнительно редко прежде всего потому, что в возникавший на этой почве конфликт втягивался широкий круг родственников и сородичей с обеих сторон, возникла родовая вражда, приводившая иногда к тяжелым последствиям.